V
Альянс, Интернационал и конфликт с Марксом
Не считая это смягчающим обстоятельством для историков-бакунинофобов, напомним, что большинство приведенных здесь текстов Бакунина оставались неизвестными до появления выдающихся работ М.Конфино и в особенности Артура Ленинга. Это обстоятельство не мешало бакунинским идеям оказывать несомненное влияние на тех, кто был с ними знаком. Лучшим доказательством этому является Альянс, которому удалось объединить семьдесят международных братьев (из сотни тех, кто имелся ввиду) и насчитывал на своей женевской секции в 1868 году сто сорок пять членов. Именно его сторонники основали внушительную испанскую и активную итальянскую секцию, которые присоединились к Интернационалу.
Действительно, вслед за отказом Лондонского Генерального Совета Интернационала на первую просьбу о глобальном вступлении в него, Альянс принял решение о роспуске своей тайной международной организации и сохранении только своей легальной секции в Женеве. Известно, что Маркс использовал в качестве главного аргумента для исключения Бакунина и Джеймса Гийома продолжавшееся существование тайного Альянса. Как обстояли дела в действительности? Если постоянные контакты между членами Альянса продолжались, большей частью благодаря установленным личным связям, и если испанская ветвь, laAllianza, сохранила свою подпольную структуру, поскольку она отвечала местным условиям борьбы, по мнению Ленинга, Альянс, несомненно, больше не функционировал как тайная организация, и, следовательно, обвинение Маркса было необоснованным. Впрочем, оно не было поддержано в докладе следственной комиссии, созданной на конгрессе в Гааге, и Марксу пришлось выдвинуть личное обвинение против Бакунина, чтобы получить поддержку членов указанной комиссии. В этой связи приведем факт, которому суждено было иметь важные организационные последствия: в составе этой пресловутой комиссии, состоявшей из пяти членов, находился агент французской полиции Ван Хеддегем по кличке Вальтер, который, впрочем, отсутствовал в момент отчета и голосования комиссии, то ли для того, чтобы это грязное дело осуществили «еще большие полицейские», чем он, то ли для того, чтобы не привлекать слишком много внимания к своей маленькой персоне, поскольку он вскоре высказал сожаление в том, что Бенуа Малон не был включен в число осужденных и исключенных. Добавим, что среди наемных свидетелей со стороны обвинения против Бакунина и Альянса находился еще один французский провокатор, Дантрег по кличке Сварм, тоже член марксистской клики. Мы увидим далее извращающие и губительные последствия этого полицейского внедрения в ряды сторонников Маркса.
Кажется вполне очевидным, что бакунинский Альянс в форме тайной организации был действительно распущен. Вместе с тем, вероятно, Маркс искренне верил в его продолжающееся существование. Впрочем, он сам состоял в нескольких тайных обществах и, по мнению А.Ленинга, Бакунин сам также был убежден в 1872, что Маркс входил все еще в оккультную организацию вместе с шестью бывшими членами Лиги Коммунистов, немецкого тайного общества, существовавшего в 1847-1850 годах, заседавшими теперь рядом с ним на Генеральном Совете в Лондоне. К тому же Бакунин, несомненно, хранил в памяти странный разговор, состоявшийся у него с Марксом в 1848 году:
«Я встречался (с Марксом) в Берлине. Наши общие друзья заставили нас обняться (Бакунин был обвинен Рейнской газетой, которой руководил Маркс, в том, что он "русский агент", поэтому он таил на него обиду - А.С.). И тогда в ходе разговора, полусерьезного полушутливого, Маркс сказал мне: «Знаешь ли ты, что я нахожусь сейчас во главе тайного коммунистического общества, настолько хорошо дисциплинированного, что если бы я сказал одному из его членов: "Иди убей Бакунина", он бы тебя убил». Я ему ответил, что если (его) тайному обществу больше нечего делать, как убивать людей, которые ему не нравятся, оно может быть только обществом лакеев и смехотворных фанфаронов»25.
Как было показано ранее, Альянс был для Бакунина особой революционной организацией, поэтому рассмотрим, каким образом он понимал его отношения с Интернационалом, массовой рабочей организацией, которая насчитывала на то время около двух миллионов членов, 1 200 000 из которых в Европе26:
«Альянс является необходимым дополнением Интернационала (...). Но Интернационал и Альянс, стремясь к одной конечной цели, имеют в то же время разные задачи. Миссия Интернационала состоит в том, чтобы объединить рабочие массы, миллионы трудящихся, вопреки различиям наций и стран, вопреки границам между всеми государствами, в единое огромное и компактное тело. Альянс же имеет своей задачей дать этим массам действительно революционное руководство. Их программы, не будучи никоим образом противопоставлены, различаются по самой степени их разработанности. Программа Интернационала, если только ее принимать всерьез, содержит в зародыше, но только в зародыше, всю программу Альянса. Программа Альянса представляет собой полное изложение программы Интернационала»27.
Таким образом, Интернационал имел целью только объединить рабочие массы разных специальностей и всех стран на широкой и не определенной политической базе, так как если бы его «основатели дали этой большой Ассоциации политическую доктрину (...) социалистическую, философскую, определенную и положительную, они совершили бы ошибку»28. Для Бакунина, таким образом, это был прообраз профсоюзного интернационала, исключительной целью которого ставилась защита интересов рабочего класса на его избранном поприще - экономическом - на этой основе развитие его классового сознания в революционном направлении. Это совершенно не мешало, как раз наоборот, бывшим членам Альянса работать внутри его в направлении радикализации всего движения. Они это делали, не принимая во внимание Маркса и его растущее влияние на Генеральный Совет в Лондоне. Вследствие этого конфликт был неизбежным.
Мы не будем касаться здесь всех антагонистических противоречий и расхождений, которые разделили этих двух деятелей, этим мы бы отклонились от нашей темы, поэтому рассмотрим только их разногласия в стратегическом и организаторском планах.
Напомним, что для Маркса только коммунисты могли быть мозгом рабочего движения.
«Коммунисты, следовательно, на практике являются самой решительной, всегда побуждающей к движению вперед частью рабочих партий всех стран, а в теоретическом отношении у них перед остальной массой пролетариата преимущество в понимании условий, хода и общих результатов пролетарского движения». (Кроме того, по его мнению) «часть буржуазии переходит к пролетариату, именно - часть буржуа-идеологов, которые возвысились до теоретического понимания всего хода исторического движения»29.
Было очевидно, что пролетариат не в состоянии выделить собственных руководителей и должен подчиниться руководству «буржуазных идеологов». В этом Маркс только следовал якобинской и социалистической традиции первой половины XIX века; он мог, таким образом, принять только централистскую организационную концепцию и проявить полное непонимание бакунинского тезиса о «свободной организации рабочих масс снизу до верху», которую Маркс просто-напросто называл «глупостью»30.
Его деятельность в рамках Лиги Коммунистов в 1848 году свидетельствует об этом выборе: поскольку члены Лиги имели проблемы с немецкой полицией, он получил при помощи некоторых своих сторонников полную свободу действий по вопросу решения судьбы организации:
«... нынешние обстоятельства требуют чрезвычайно энергичного руководства Союзом, для чего безусловно необходимо предоставить в данный момент руководителям право действовать по своему усмотрению; (Центральный комитет Союза Коммунистов) постановляет:
1. Центральный комитет переносится в Париж.
2. Брюссельский Центральный комитет уполномочивает члена Союза Карла Маркса осуществлять в данный момент, действуя по своему усмотрению, центральное руководство всеми делами Союза, за что он несет ответственность перед новым Центральным комитетом, который должен быть образован, и перед ближайшим конгрессом.
3. Брюссельский Центральный комитет поручает Марксу, как только позволят обстоятельства, образовать в Париже по собственному выбору новый Центральный комитет в составе наиболее подходящих для этого членов Союза и для этой цели вызвать туда даже тех членов Союза, которые не проживают в Париже.
4.
Брюссельский
Центральный
комитет
распускается.
Постановление
принято в
Брюсселе,
3
марта
1848 года.
Центральный комитет.
Подписали Энгельс, Ф.Фишер, Жиго, Г.Штейнгенс, К.Маркс»31.
Вскоре Маркс объявляет вместе с Энгельсом о роспуске своей организации, даже не проконсультировавшись с другими ее членами! В рамках этого первого организационного опыта просматривается поведение, которого он будет придерживаться в рамках Интернационала. Его поведение осталось таким же, соответствующим, можно бы сказать ради шутки, его «нарциссическому централизму». Так, он выбивает себе карт-бланш от Генерального Совета для написания от своего имени Посланий и Циркуляров; чтобы ввести новых членов в состав Генерального Совета он прибегает к кооптированию, имея королевское право выбора, а когда потребовалось обеспечить надежное большинство, как, например, на конгрессе в Гааге, он раздает незаполненные мандаты своим сторонникам.
Французская пословица говорит, что никто нас так не обслужит, как мы сами, этот случай - прекрасная к ней иллюстрация. Еще один скабрезный пример: во время Лондонской конференции в 1871 году делегаты секции Интернационала располагали только десятью мандатами, тогда как члены Генерального Совета имели тринадцать. Также Маркс наделил себя вместе со своим alter ego Энгельсом правом представлять многие страны: Россию, Германию, Испанию, Италию, Данию, при этом ни один ни другой не имели обязательства отчитываться перед Лондонским Советом Интернационала. Однако при этом явно бюрократическом стремлении Маркса и Энгельса представлять какую-то «партию» в полном смысле этого слова, проявляется воля и особенно жестко контролировать судьбы рабочего движения, с тем, чтобы определять его общую эволюцию. Они действовали подобным образом не из-за простого тщеславия, эгоцентризма или же собственного культа личности - они не лишены, однако, тщеславия, - просто из убеждения, что именно они обладают научной истиной о развитии общества.
Эта идеологическая уверенность ясно отражена в письме Маркса Центральному Комитету немецкой социал-демократической рабочей партии в Бруншвиге от 28 марта 1870. В нем он утверждает, что Генеральному Совету Интернационала необходимо оставаться в Лондоне, поскольку он находился в то время в выгодном положении и «держал руку на том большом рычаге пролетарской революции», которым в его глазах была Англия. Вследствие этого он выступал противником создания английского регионального Совета, так как это было бы «безумием, мы бы сказали почти преступлением, отдать (этот большой рычаг) в чисто английские руки». Почему? Потому что, если «англичане и обладают всем необходимым материалом для социальной революции, им не хватает обобщающего ума и революционной страсти. Компенсировать это может только Генеральный Совет, который способен ускорить настоящее революционное движение в этой стране и, как следствие, повсюду»32. Понятно, что в конце концов англичанам надоело, что ими манипулируют как «рычагом» и что лидер тредюнионов Джон Хейлз заговорил о «разбитых кандалах», чтобы подчеркнуть свой разрыв с тиранической властью Маркса и с преданным ему Генеральным Советом Интернационала33.
Точно так же естественно, что на Конгрессе в Гааге Маркс и Энгельс попытаются воскресить свой старый припев 1848 года, предложив пролетариату организоваться в партию и поставить своей «первой задачей» «завоевание политической власти», и, как следствие, трансформировать Генеральный Совет в «центр национальных политических партий - "governing body"» (Маркс).
Ничего удивительного, следовательно, в том, что Маркс воспринимал Бакунина как опасность для почти решающей власти, которой он пользовался в Генеральном Совете, и что он ему приписывал темные намерения, в частности, желание перенести Совет в Женеву, что означало бы, по его мнению, что «Интернационал попадет под диктатуру Бакунина». Его желание устранить этого опасного соперника приводит его к глубокому презрению к Бакунину как в личном, так и в теоретическом плане:
«(Программа Бакунина на конгрессе Интернационала в Лозанне) представляет собой пустопорожнюю болтовню, цепочку пустых идей, которые хотят привести в дрожь, короче говоря, это серая бездарная импровизация, рассчитанная на то, чтобы произвести эффект в данный момент (...). Это смехотворная программа, olla podrida (отвратительная микстура - А.С.), заколоченная на избитых общих местах (...) Что касается самого Бакунина, одного из самых невежественных созданий в области социальной теории, он здесь вдруг предстает как основатель секты. Но теоретическая программа этого Альянса это просто фарс».
Ничего удивительного также, что Маркс далее думает только о том, чтобы, по его собственному выражению, «отлучить» русского революционера. Между прочим, для него не может быть и речи о каком-либо постоянном контроле основы Интернационала, каким бы «братским» он ни был ни, тем более, отчете перед кем-либо.
Заметим также, что в отличие от Бакунина, Маркс никоим образом не был человеком действия; действие для него располагалось на уровне анализа, определения позиций, декретов, циркуляров и прочих «сообщений». Например, хотя он и приветствовал громогласно Парижскую Коммуну, он оказался совершенно неспособным организовать в Лондоне хоть одну демонстрацию Интернационала в поддержку Коммунаров.
Точно так же, как кабинетный ученый, он понимал мессианскую роль рабочего класса, возводя его на трон демиурга истории. Очень показательна в этом отношении его критика Бакунина, провозглашавшего, что «рабочие, ставшие представителями народа, перестают быть рабочими»: он отвечает, что это якобы невозможно «настолько же, как и то, что нынешний фабрикант перестает быть капиталистом, потому что он становится муниципальным советником!»34.
Бакунин же, лучше понимавший человеческую природу и социальную действительность, не питал никаких иллюзий относительно рабочего представительства, поскольку он видел, что массе присуща тенденция назначать ответственных, которых она, то ли из-за безразличия, то ли из-за апатии, не подчиняет «постоянному контролю». Это неизбежно становится источником разложения для всех лиц, которые облечены какой-либо общественной властью, по той причине, что:
«Посвящая себя всецело деятельности в комитетах, они приобрели приятную привычку командовать, и в силу некоторого рода галлюцинации естественной и почти неизбежной у всех людей, которые слишком долго держат власть в своих руках, они вообразили себя необходимыми людьми. Таким образом, незаметно образовалась в самих секциях строительных рабочих, ярко пропитанных народным духом, нечто вроде правящей аристократии»35.
По мнению Бакунина, в этой инерции рабочего класса вина эпохи, хотя можно вполне основательно утверждать, что в этом виновата и заинтересованная и в высшей степени
«развращающая пропаганда священников, правительств и всех буржуазных политических партий, не исключая и наиболее красных, распространила множество ложных взглядов среди рабочих масс, и эти ослепленные массы, к несчастью, еще слишком часто увлекаются всякими измышлениями, имеющими целью заставить их добровольно и глупо, в ущерб своим интересам, служить интересам привилегированных классов»36.
Мы далеки от марксистской идеализации рабочего, «нового Прометея». Такая идеализация далеко не безобидна, поскольку она сопровождается «подкреплением», в глазах Маркса решающим, в форме «перехода» буржуазии, «идеологов», которые якобы помогают рабочему вырваться из своего невежества и направить его на путь предначертанной ему исторической роли, и делать это по мере потребности вплоть до того, чтобы встать на его место и стимулировать движение в «правильном» направлении. При помощи подобного анализа Маркс оправдывал собственную роль в рамках Интернационала. Здесь Бакунин вновь подвергает его суровой критике:
«Мы всегда страстно боролись против него, потому что мы убеждены, что если Международное Общество Рабочих (Интернационал) будет разделено на две группы: одну, заключающую в себе громадное большинство и состоящую из членов, вся наука которых будет состоять только в слепой вере в теоретическую и практическую мудрость своих вождей; и другую, состоящую только из нескольких десятков правителей, - это учреждение, которое должно освободить человечество, превратится само в некоторого рода олигархическое государство - худшее из всех государств. Это прозорливое, ученое и искусное меньшинство, которое примет на себя всю ответственность и права правительства, тем более самодержавного, что его деспотизм заботливо прячется под внешней оболочкой учтивого уважения к воле и решениям, всегда им самим продиктованным, этой якобы народной воли; это меньшинство, говорим мы, повинуясь необходимости и условиям своего привилегированного положения, и подвергаясь общей участи всех правительств, постепенно будет становиться все более и более деспотичным, зловредным и реакционным»37.
Бакунин делает из этого вывод, что Интернационал сможет стать инструментом освобождения, только если он «вначале освободится сам» и перестанет делиться на «большинство, состоящее из слепых орудий, и меньшинство из ученых машинистов». Его интуитивная мысль была подтверждена на другом уровне, полстолетия спустя, появлением марксистско-ленинских «ученых машинистов», вскоре превратившихся в «механиков Истории», использовавших в качестве горючего десятки миллионов трудящихся.
Организационные концепции и их применение внутри Интернационала выявляли, таким образом, фундаментальные теоретические расхождения, противостоящие друг другу крайние точки зрения и могли привести только к резкому разрыву. Он произошел в 1872 году во время съезда Интернационала. В отсутствие Бакунина, отсутствие вынужденное, так как он не мог пересечь Германию или Францию, не рискуя быть задержанным и брошенным в тюрьму - о чем Маркс очень хорошо знал, - его противники имели преимущество в маневре благодаря большинству мандатов, приобретенных заранее. Пытаясь устранить своего соперника, Маркс совершил ошибку, переведя спор в личный план, обвинив Бакунина в мошенничестве в темном деле с авансом за перевод своего Капитала, не возвращенном русскому издателю, Этот недостаток тактической элегантности вызвал всеобщее неодобрение внутри Интернационала, даже среди тогдашних или будущих «марксистов». Рассмотрим, например, как судит об этой интриге несколько десятков лет спустя один из сторонников Маркса (и не из самых малозначительных) ультралевый немецкий коммунист, Отто Руль:
«Маркс восторжествовал над ненавистным врагом, не удовлетворившись разрывом братских партийных связей со своим соперником, он кроме того удовлетворил свое чувство ненависти, унизив его. Бакунин допустил оплошность, по крайней мере если верить в этом Съезду, не вернув 300 рублей Марксу за перевод Капитала; и Маркс, тот самый Маркс, замешанный в тысяче темных дел и проживший всю свою жизнь за счет чужих денег, превратил это в дело, достойное повешенья.
Ему было позволено воинственно бороться за объективную политику, от которой он ожидал, за исключением любой другой, освобождения пролетариата. Он оставался в рамках своего самого строгого закона, собирая Интернационал, чтобы попытаться избавиться от Бакунина, так как Бакунин делал все возможное, чтобы препятствовать его политике и ее дискредитировать. Но то, что он воспользовался для своего торжества таким объективно постыдным средством, как обливание грязью противника, это постыдный поступок, который не лишает чести Бакунина, а напротив, свидетельствует о подлости автора. В этом хорошо просматривается губительная черта этого характера: ни политические вопросы, ни рабочее движение, ни интересы революции, ничто и никогда для Маркса не могло быть важнее заботы о собственной персоне. То, что международный революционный собор, готовый при первой возможности разрушить право личной собственности и буржуазный моральный кодекс, изгнал, запретил и исключил по доносу своего вождя самого обаятельного из своих членов под предлогом нарушения буржуазных законов собственности, это одна из самых кровавых насмешек Истории»38.
Суровость окончательного приговора Отто Руля нам кажется, несмотря на все, неполной, поскольку она касается исключительно использованных средств, а не политических целей, которым они естественно подчинены. Между тем, в Гааге о них речь по настоящему не шла: обсуждение было подменено сведением личных счетов. Однако, если бы оно проходило по чести, то могло бы привести к совершенно другому результату; возможно, даже более выгодному для Маркса, как это показало выяснение относительно к государству взаимных позиций анархистскими коллективистами и социалистами реформистами несколько лет спустя.
Маркс избрал другой путь: нанося лобовой удар, он воспользовался своим большинством по случаю, чтобы значительно усилить всемогущественную роль Генерального Совета и заставить принять необходимость преобразования секций Интернационала в политические партии, определив им цель - «завоевание государственной политической власти». Затем, увидев, как его обходят его вчерашние союзники, бланкисты, более централизованные и лучшие политики, чем он, Маркс их переигрывает, перенеся местонахождение Генерального Совета Интернационала в ... Нью-Йорк, то есть как можно дальше от европейского театра действий. К тому же он доверяет контроль над Советом немецким эмигрантам, отобранным из его верных сторонников.
Этот отчаянный маневр не помешал ему получить полное поражение: большинство секций Интернационала отказалось от решений, принятых в Гааге, и поддерживало связи с исключенными Бакуниным и Джеймсом Гийомом. Юрская Федерация пришла на смену Генеральному Совету и дала толчок деятельности Интернационалу. Несмотря на марионеточный съезд в Женеве в 1873 году, где марксистам пришлось «доставать мандаты из-под земли» (Беккер), чтобы не остаться только среди немецких швейцарцев, фракционный раскол Маркса провалился и исчез в тупиках Истории.
В действительности Маркс повторил то, что произошло с Лигой Коммунистов, когда он утратил над ней контроль. Отметим, что все эти события хорошо известны и фигурируют на должном месте в отчетах съезда и в работах, посвященных Интернационалу. Это, однако, не смутило фальсификаторов и других патентованных манипуляторов, столько потрудившихся на протяжении целого столетия, чтобы нарядить в другие одежды этот жалкий результат, что сегодня приходится настойчиво восстанавливать упрямые факты: Интернационал не исчез в 1872 году, он споткнулся значительно позже на препятствиях, которые мы далее проанализируем, а именно марксистская фракция была сведена к своему самому простому выражению, то есть чисто германскому. К тому же, многие из самых твердых и верных сторонников Маркса, уже более двадцати лет, таких как Эккариус и Юнг, пришли к критике его манёвров, к разоблачению его «диктатуры» и к бегству с его корабля.