V

Альянс, Интернационал и конфликт с Марксом

 

Не считая это смягчающим обстоятельством для историков-бакунинофобов, напомним, что большинство приведенных здесь текстов Ба­кунина оставались неизвестными до появления выдающихся работ М.Конфино и в особенности Артура Ленинга. Это обстоятельство не ме­шало бакунинским идеям оказывать несомненное влияние на тех, кто был с ними знаком. Лучшим доказательством этому является Альянс, которому удалось объединить семьдесят международных братьев (из сотни тех, кто имелся ввиду) и насчитывал на своей женевской секции в 1868 году сто сорок пять членов. Именно его сторонники основали внушительную испанскую и активную итальянскую секцию, которые присоединились к Интернационалу.

Действительно, вслед за отказом Лондонского Генерального Совета Интернационала на первую просьбу о глобальном вступлении в него, Альянс принял решение о роспуске своей тайной международной орга­низации и сохранении только своей легальной секции в Женеве. Из­вестно, что Маркс использовал в качестве главного аргумента для иск­лючения Бакунина и Джеймса Гийома продолжавшееся существова­ние тайного Альянса. Как обстояли дела в действительности? Если по­стоянные контакты между членами Альянса продолжались, большей частью благодаря установленным личным связям, и если испанская ветвь, laAllianza, сохранила свою подпольную структуру, поскольку она отвечала местным условиям борьбы, по мнению Ленинга, Альянс, не­сомненно, больше не функционировал как тайная организация, и, сле­довательно, обвинение Маркса было необоснованным. Впрочем, оно не было поддержано в докладе следственной комиссии, созданной на конгрессе в Гааге, и Марксу пришлось выдвинуть личное обвинение против Бакунина, чтобы получить поддержку членов указанной комис­сии. В этой связи приведем факт, которому суждено было иметь важ­ные организационные последствия: в составе этой пресловутой комиссии, состоявшей из пяти членов, находился агент французской поли­ции Ван Хеддегем по кличке Вальтер, который, впрочем, отсутствовал в момент отчета и голосования комиссии, то ли для того, чтобы это грязное дело осуществили «еще большие полицейские», чем он, то ли для того, чтобы не привлекать слишком много внимания к своей ма­ленькой персоне, поскольку он вскоре высказал сожаление в том, что Бенуа Малон не был включен в число осужденных и исключенных. До­бавим, что среди наемных свидетелей со стороны обвинения против Бакунина и Альянса находился еще один французский провокатор, Дантрег по кличке Сварм, тоже член марксистской клики. Мы увидим далее извращающие и губительные последствия этого полицейского внедрения в ряды сторонников Маркса.

Кажется вполне очевидным, что бакунинский Альянс в форме тай­ной организации был действительно распущен. Вместе с тем, вероят­но, Маркс искренне верил в его продолжающееся существование. Впрочем, он сам состоял в нескольких тайных обществах и, по мнению А.Ленинга, Бакунин сам также был убежден в 1872, что Маркс входил все еще в оккультную организацию вместе с шестью бывшими члена­ми Лиги Коммунистов, немецкого тайного общества, существовавшего в 1847-1850 годах, заседавшими теперь рядом с ним на Генеральном Совете в Лондоне. К тому же Бакунин, несомненно, хранил в памяти странный разговор, состоявшийся у него с Марксом в 1848 году:

              

«Я встречался (с Марксом) в Берлине. Наши общие друзья заставили нас обняться (Бакунин был обвинен Рейнской газетой, которой руководил Маркс, в том, что он "русский агент", поэтому он таил на него обиду - А.С.). И тогда в ходе разговора, полусерьезного полушут­ливого, Маркс сказал мне: «Знаешь ли ты, что я нахожусь сейчас во главе тайного коммунистического общества, настолько хорошо дис­циплинированного, что если бы я сказал одному из его членов: "Иди убей Бакунина", он бы тебя убил». Я ему ответил, что если (его) тай­ному обществу больше нечего делать, как убивать людей, которые ему не нравятся, оно может быть только обществом лакеев и смехотворных фанфаронов»25.

 

Как было показано ранее, Альянс был для Бакунина особой револю­ционной организацией, поэтому рассмотрим, каким образом он пони­мал его отношения с Интернационалом, массовой рабочей организа­цией, которая насчитывала на то время около двух миллионов членов, 1 200 000 из которых в Европе26:

 

«Альянс является необходимым дополнением Интернационала (...). Но Интернационал и Альянс, стремясь к одной конечной цели, име­ют в то же время разные задачи. Миссия Интернационала состоит в том, чтобы объединить рабочие массы, миллионы трудящихся, во­преки различиям наций и стран, вопреки границам между всеми государствами, в единое огромное и компактное тело. Альянс же име­ет своей задачей дать этим массам действительно революционное руководство. Их программы, не будучи никоим образом противопо­ставлены, различаются по самой степени их разработанности. Прог­рамма Интернационала, если только ее принимать всерьез, содер­жит в зародыше, но только в зародыше, всю программу Альянса. Программа Альянса представляет собой полное изложение прог­раммы Интернационала»27.

 

Таким образом, Интернационал имел целью только объединить ра­бочие массы разных специальностей и всех стран на широкой и не определенной политической базе, так как если бы его «основатели да­ли этой большой Ассоциации политическую доктрину (...) социалисти­ческую, философскую, определенную и положительную, они соверши­ли бы ошибку»28. Для Бакунина, таким образом, это был прообраз профсоюзного интернационала, исключительной целью которого ста­вилась защита интересов рабочего класса на его избранном поприще - экономическом - на этой основе развитие его классового сознания в революционном направлении. Это совершенно не мешало, как раз на­оборот, бывшим членам Альянса работать внутри его в направлении радикализации всего движения. Они это делали, не принимая во вни­мание Маркса и его растущее влияние на Генеральный Совет в Лондо­не. Вследствие этого конфликт был неизбежным.

Мы не будем касаться здесь всех антагонистических противоречий и расхождений, которые разделили этих двух деятелей, этим мы бы от­клонились от нашей темы, поэтому рассмотрим только их разногласия в стратегическом и организаторском планах.

Напомним, что для Маркса только коммунисты могли быть мозгом рабочего движения.

 

«Коммунисты, следовательно, на практике являются самой реши­тельной, всегда побуждающей к движению вперед частью рабочих партий всех стран, а в теоретическом отношении у них перед осталь­ной массой пролетариата преимущество в понимании условий, хода и общих результатов пролетарского движения». (Кроме того, по его мнению) «часть буржуазии переходит к пролетариату, именно - часть буржуа-идеологов, которые возвысились до теоретического понима­ния всего хода исторического движения»29.

 

Было очевидно, что пролетариат не в состоянии выделить собствен­ных руководителей и должен подчиниться руководству «буржуазных идеологов». В этом Маркс только следовал якобинской и социалисти­ческой традиции первой половины XIX века; он мог, таким образом, принять только централистскую организационную концепцию и про­явить полное непонимание бакунинского тезиса о «свободной органи­зации рабочих масс снизу до верху», которую Маркс просто-напросто называл «глупостью»30.

Его деятельность в рамках Лиги Коммунистов в 1848 году свидетель­ствует об этом выборе: поскольку члены Лиги имели проблемы с не­мецкой полицией, он получил при помощи некоторых своих сторонни­ков полную свободу действий по вопросу решения судьбы организа­ции:

 

«... нынешние обстоятельства требуют чрезвычайно энергичного ру­ководства Союзом, для чего безусловно необходимо предоставить в данный момент руководителям право действовать по своему усмот­рению; (Центральный комитет Союза Коммунистов) постановляет:

1.    Центральный комитет переносится в Париж.

2.    Брюссельский Центральный комитет уполномочивает члена Союза Карла Маркса осуществлять в данный момент, действуя по своему усмотрению, центральное руководство всеми делами Союза, за что он несет ответственность перед новым Центральным комитетом, который должен быть образован, и перед ближайшим конгрессом.

3.    Брюссельский Центральный комитет поручает Марксу, как только позволят обстоятельства, образовать в Париже по собственному выбору новый Центральный комитет в составе наиболее подходящих для этого членов Союза и для этой цели вызвать туда даже тех членов Союза, которые не проживают в Париже.

4.    Брюссельский Центральный комитет распускается.
Постановление принято в Брюсселе, 3 марта 1848 года.
Центральный комитет.

Подписали Энгельс, Ф.Фишер, Жиго, Г.Штейнгенс, К.Маркс»31.

 

Вскоре Маркс объявляет вместе с Энгельсом о роспуске своей ор­ганизации, даже не проконсультировавшись с другими ее членами! В рамках этого первого организационного опыта просматривается пове­дение, которого он будет придерживаться в рамках Интернационала. Его поведение осталось таким же, соответствующим, можно бы ска­зать ради шутки, его «нарциссическому централизму». Так, он выбива­ет себе карт-бланш от Генерального Совета для написания от своего имени Посланий и Циркуляров; чтобы ввести новых членов в состав Генерального Совета он прибегает к кооптированию, имея королевское право выбора, а когда потребовалось обеспечить надежное большин­ство, как, например, на конгрессе в Гааге, он раздает незаполненные мандаты своим сторонникам.

Французская пословица говорит, что никто нас так не обслужит, как мы сами, этот случай - прекрасная к ней иллюстрация. Еще один скаб­резный пример: во время Лондонской конференции в 1871 году деле­гаты секции Интернационала располагали только десятью мандатами, тогда как члены Генерального Совета имели тринадцать. Также Маркс наделил себя вместе со своим alter ego Энгельсом правом представ­лять многие страны: Россию, Германию, Испанию, Италию, Данию, при этом ни один ни другой не имели обязательства отчитываться пе­ред Лондонским Советом Интернационала. Однако при этом явно бю­рократическом стремлении Маркса и Энгельса представлять какую-то «партию» в полном смысле этого слова, проявляется воля и особенно жестко контролировать судьбы рабочего движения, с тем, чтобы опре­делять его общую эволюцию. Они действовали подобным образом не из-за простого тщеславия, эгоцентризма или же собственного куль­та личности - они не лишены, однако, тщеславия, - просто из убеж­дения, что именно они обладают научной истиной о развитии общест­ва.

Эта идеологическая уверенность ясно отражена в письме Маркса Центральному Комитету немецкой социал-демократической рабочей партии в Бруншвиге от 28 марта 1870. В нем он утверждает, что Гене­ральному Совету Интернационала необходимо оставаться в Лондоне, поскольку он находился в то время в выгодном положении и «держал руку на том большом рычаге пролетарской революции», которым в его глазах была Англия. Вследствие этого он выступал противником созда­ния английского регионального Совета, так как это было бы «безумием, мы бы сказали почти преступлением, отдать (этот большой рычаг) в чисто английские руки». Почему? Потому что, если «англичане и обла­дают всем необходимым материалом для социальной революции, им не хватает обобщающего ума и революционной страсти. Компенсиро­вать это может только Генеральный Совет, который способен ускорить настоящее революционное движение в этой стране и, как следствие, повсюду»32. Понятно, что в конце концов англичанам надоело, что ими манипулируют как «рычагом» и что лидер тредюнионов Джон Хейлз за­говорил о «разбитых кандалах», чтобы подчеркнуть свой разрыв с ти­ранической властью Маркса и с преданным ему Генеральным Советом Интернационала33.

Точно так же естественно, что на Конгрессе в Гааге Маркс и Энгельс попытаются воскресить свой старый припев 1848 года, предложив про­летариату организоваться в партию и поставить своей «первой зада­чей» «завоевание политической власти», и, как следствие, трансфор­мировать Генеральный Совет в «центр национальных политических партий - "governing body"» (Маркс).

Ничего удивительного, следовательно, в том, что Маркс восприни­мал Бакунина как опасность для почти решающей власти, которой он пользовался в Генеральном Совете, и что он ему приписывал темные намерения, в частности, желание перенести Совет в Женеву, что озна­чало бы, по его мнению, что «Интернационал попадет под диктатуру Бакунина». Его желание устранить этого опасного соперника приводит его к глубокому презрению к Бакунину как в личном, так и в теорети­ческом плане:

 

«(Программа Бакунина на конгрессе Интернационала в Лозанне) представляет собой пустопорожнюю болтовню, цепочку пустых идей, которые хотят привести в дрожь, короче говоря, это серая бездарная импровизация, рассчитанная на то, чтобы произвести эффект в дан­ный момент (...). Это смехотворная программа, olla podrida (отврати­тельная микстура - А.С.), заколоченная на избитых общих местах (...) Что касается самого Бакунина, одного из самых невежественных созданий в области социальной теории, он здесь вдруг предстает как основатель секты. Но теоретическая программа этого Альянса это просто фарс».

 

Ничего удивительного также, что Маркс далее думает только о том, чтобы, по его собственному выражению, «отлучить» русского револю­ционера. Между прочим, для него не может быть и речи о каком-либо постоянном контроле основы Интернационала, каким бы «братским» он ни был ни, тем более, отчете перед кем-либо.

Заметим также, что в отличие от Бакунина, Маркс никоим образом не был человеком действия; действие для него располагалось на уров­не анализа, определения позиций, декретов, циркуляров и прочих «со­общений». Например, хотя он и приветствовал громогласно Париж­скую Коммуну, он оказался совершенно неспособным организовать в Лондоне хоть одну демонстрацию Интернационала в поддержку Ком­мунаров.

Точно так же, как кабинетный ученый, он понимал мессианскую роль рабочего класса, возводя его на трон демиурга истории. Очень показательна в этом отношении его критика Бакунина, провозглашав­шего, что «рабочие, ставшие представителями народа, перестают быть рабочими»: он отвечает, что это якобы невозможно «настолько же, как и то, что нынешний фабрикант перестает быть капиталистом, потому что он становится муниципальным советником!»34.

Бакунин же, лучше понимавший человеческую природу и социаль­ную действительность, не питал никаких иллюзий относительно рабо­чего представительства, поскольку он видел, что массе присуща тен­денция назначать ответственных, которых она, то ли из-за безразличия, то ли из-за апатии, не подчиняет «постоянному контролю». Это неиз­бежно становится источником разложения для всех лиц, которые обле­чены какой-либо общественной властью, по той причине, что:

 

«Посвящая себя всецело деятельности в комитетах, они приобрели приятную привычку командовать, и в силу некоторого рода галлюци­нации естественной и почти неизбежной у всех людей, которые слишком долго держат власть в своих руках, они вообразили себя необ­ходимыми людьми. Таким образом, незаметно образовалась в самих секциях строительных рабочих, ярко пропитанных народным духом, нечто вроде правящей аристократии»35.

 

По мнению Бакунина, в этой инерции рабочего класса вина эпохи, хотя можно вполне основательно утверждать, что в этом виновата и заинтересованная и в высшей степени

 

«развращающая пропаганда священников, правительств и всех бур­жуазных политических партий, не исключая и наиболее красных, рас­пространила множество ложных взглядов среди рабочих масс, и эти ослепленные массы, к несчастью, еще слишком часто увлекаются всякими измышлениями, имеющими целью заставить их доброволь­но и глупо, в ущерб своим интересам, служить интересам привилеги­рованных классов»36.

 

Мы далеки от марксистской идеализации рабочего, «нового Проме­тея». Такая идеализация далеко не безобидна, поскольку она сопро­вождается «подкреплением», в глазах Маркса решающим, в форме «перехода» буржуазии, «идеологов», которые якобы помогают рабоче­му вырваться из своего невежества и направить его на путь предначер­танной ему исторической роли, и делать это по мере потребности вплоть до того, чтобы встать на его место и стимулировать движение в «правильном» направлении. При помощи подобного анализа Маркс оправдывал собственную роль в рамках Интернационала. Здесь Баку­нин вновь подвергает его суровой критике:

 

«Мы всегда страстно боролись против него, потому что мы убеждены, что если Международное Общество Рабочих (Интернационал) будет разделено на две группы: одну, заключающую в себе громадное большинство и состоящую из членов, вся наука которых будет состо­ять только в слепой вере в теоретическую и практическую мудрость своих вождей; и другую, состоящую только из нескольких десятков правителей, - это учреждение, которое должно освободить человече­ство, превратится само в некоторого рода олигархическое государ­ство - худшее из всех государств. Это прозорливое, ученое и искус­ное меньшинство, которое примет на себя всю ответственность и права правительства, тем более самодержавного, что его деспотизм заботливо прячется под внешней оболочкой учтивого уважения к во­ле и решениям, всегда им самим продиктованным, этой якобы на­родной воли; это меньшинство, говорим мы, повинуясь необходимо­сти и условиям своего привилегированного положения, и подверга­ясь общей участи всех правительств, постепенно будет становиться все более и более деспотичным, зловредным и реакционным»37.

 

Бакунин делает из этого вывод, что Интернационал сможет стать ин­струментом освобождения, только если он «вначале освободится сам» и перестанет делиться на «большинство, состоящее из слепых орудий, и меньшинство из ученых машинистов». Его интуитивная мысль была подтверждена на другом уровне, полстолетия спустя, появлением марксистско-ленинских «ученых машинистов», вскоре превратившихся в «механиков Истории», использовавших в качестве горючего десятки миллионов трудящихся.

Организационные концепции и их применение внутри Интернацио­нала выявляли, таким образом, фундаментальные теоретические рас­хождения, противостоящие друг другу крайние точки зрения и могли привести только к резкому разрыву. Он произошел в 1872 году во время съезда Интернационала. В отсутствие Бакунина, отсутствие вынужден­ное, так как он не мог пересечь Германию или Францию, не рискуя быть задержанным и брошенным в тюрьму - о чем Маркс очень хоро­шо знал, - его противники имели преимущество в маневре благодаря большинству мандатов, приобретенных заранее. Пытаясь устранить своего соперника, Маркс совершил ошибку, переведя спор в личный план, обвинив Бакунина в мошенничестве в темном деле с авансом за перевод своего Капитала, не возвращенном русскому издателю, Этот недостаток тактической элегантности вызвал всеобщее неодобрение внутри Интернационала, даже среди тогдашних или будущих «марксис­тов». Рассмотрим, например, как судит об этой интриге несколько де­сятков лет спустя один из сторонников Маркса (и не из самых малозна­чительных) ультралевый немецкий коммунист, Отто Руль:

 

«Маркс восторжествовал над ненавистным врагом, не удовлетворив­шись разрывом братских партийных связей со своим соперником, он кроме того удовлетворил свое чувство ненависти, унизив его. Баку­нин допустил оплошность, по крайней мере если верить в этом Съез­ду, не вернув 300 рублей Марксу за перевод Капитала; и Маркс, тот самый Маркс, замешанный в тысяче темных дел и проживший всю свою жизнь за счет чужих денег, превратил это в дело, достойное повешенья.

Ему было позволено воинственно бороться за объективную политику, от которой он ожидал, за исключением любой другой, освобождения пролетариата. Он оставался в рамках своего самого строгого закона, собирая Интернационал, чтобы попытаться избавиться от Бакунина, так как Бакунин делал все возможное, чтобы препятствовать его по­литике и ее дискредитировать. Но то, что он воспользовался для сво­его торжества таким объективно постыдным средством, как облива­ние грязью противника, это постыдный поступок, который не лишает чести Бакунина, а напротив, свидетельствует о подлости автора. В этом хорошо просматривается губительная черта этого характера: ни политические вопросы, ни рабочее движение, ни интересы револю­ции, ничто и никогда для Маркса не могло быть важнее заботы о соб­ственной персоне. То, что международный революционный собор, го­товый при первой возможности разрушить право личной собствен­ности и буржуазный моральный кодекс, изгнал, запретил и исключил по доносу своего вождя самого обаятельного из своих членов под предлогом нарушения буржуазных законов собственности, это одна из самых кровавых насмешек Истории»38.

 

Суровость окончательного приговора Отто Руля нам кажется, не­смотря на все, неполной, поскольку она касается исключительно ис­пользованных средств, а не политических целей, которым они естест­венно подчинены. Между тем, в Гааге о них речь по настоящему не шла: обсуждение было подменено сведением личных счетов. Однако, если бы оно проходило по чести, то могло бы привести к совершенно другому результату; возможно, даже более выгодному для Маркса, как это показало выяснение относительно к государству взаимных позиций анархистскими коллективистами и социалистами реформистами не­сколько лет спустя.

Маркс избрал другой путь: нанося лобовой удар, он воспользовался своим большинством по случаю, чтобы значительно усилить всемогу­щественную роль Генерального Совета и заставить принять необходи­мость преобразования секций Интернационала в политические партии, определив им цель - «завоевание государственной политической вла­сти». Затем, увидев, как его обходят его вчерашние союзники, бланкис­ты, более централизованные и лучшие политики, чем он, Маркс их пе­реигрывает, перенеся местонахождение Генерального Совета Интер­национала в ... Нью-Йорк, то есть как можно дальше от европейского театра действий. К тому же он доверяет контроль над Советом немец­ким эмигрантам, отобранным из его верных сторонников.

Этот отчаянный маневр не помешал ему получить полное пораже­ние: большинство секций Интернационала отказалось от решений, принятых в Гааге, и поддерживало связи с исключенными Бакуниным и Джеймсом Гийомом. Юрская Федерация пришла на смену Генераль­ному Совету и дала толчок деятельности Интернационалу. Несмотря на марионеточный съезд в Женеве в 1873 году, где марксистам пришлось «доставать мандаты из-под земли» (Беккер), чтобы не остаться только среди немецких швейцарцев, фракционный раскол Маркса провалил­ся и исчез в тупиках Истории.

В действительности Маркс повторил то, что произошло с Лигой Ком­мунистов, когда он утратил над ней контроль. Отметим, что все эти со­бытия хорошо известны и фигурируют на должном месте в отчетах съезда и в работах, посвященных Интернационалу. Это, однако, не сму­тило фальсификаторов и других патентованных манипуляторов, столько потрудившихся на протяжении целого столетия, чтобы нарядить в дру­гие одежды этот жалкий результат, что сегодня приходится настойчиво восстанавливать упрямые факты: Интернационал не исчез в 1872 году, он споткнулся значительно позже на препятствиях, которые мы далее проанализируем, а именно марксистская фракция была сведена к своему самому простому выражению, то есть чисто германскому. К тому же, многие из самых твердых и верных сторонников Маркса, уже более двадцати лет, таких как Эккариус и Юнг, пришли к критике его манёвров, к разоблачению его «диктатуры» и к бегству с его корабля.

Хостинг от uCoz