III
Бакунин: Программы революционного анархизма
Именно тогда на европейскую революционную сцену ворвался тот, кого прозвали «демоном бунта», тот, кому было суждено произвести переворот в умах своего времени: Михаил Бакунин. Участник баррикадных боев 1848, трижды приговоренный к смертной казни и затем помилованный, он провел восемь лет в тюремных стенах. В 1861 ему удалось бежать из сибирской ссылки. Ни в малейшей мере не сломленный длительным заключением, он ринулся очертя голову в революционную борьбу. После безуспешной попытки проникнуть в Польшу для оказания помощи местным повстанцам Бакунин в 1864 году остановился в Лондоне. Там он встретился с Марксом, по просьбе последнего, который предложил ему присоединиться к рождавшемуся Интернационалу. Встреча получилась дружеская, Маркс оправдывался за клевету по отношению к своему собеседнику. Впрочем, вскоре он написал Энгельсу, что русский беглец «ему очень понравился, я его нашел в целом лучше чем когда-то, это один из тех редких людей, встретив которого шестнадцать лет спустя, я вижу, что он двигался вперед, а не назад2». Ничто еще не предвещало той потрясающей борьбы, в которой они вскоре будут противостоять друг другу.
Бакунин не сразу присоединился к Интернационалу, поскольку его интересовали более прямые перспективы действия, и он в большей мере предпочитал форму подпольной организации, очень распространенную уже на протяжении многих десятилетий. Само собой разумеется, что в то время ни в одной стране невозможно было открыто объявлять свои революционные убеждения. Поэтому Бакунин отправился в Италию, которую считал благоприятной для осуществления своих планов, и полностью посвятил себя организации национальных и международных подпольных сетей. С этой целью он разработал ряд программ и уставов для тайных обществ на нескольких языках и иногда в нескольких вариантах. Все эти документы существовали, естественно, только в рукописях и продолжительное время оставались распыленными среди его корреспондентов и друзей. Только недавно большая их часть стала доступной публике. Они написаны между 1864 и 1872 и до сих пор мало использовались биографами Бакунина. Его организационная деятельность оставалась вследствие этого мало известной. Поэтому остановимся на ней несколько подробнее.
Первой была составленная в 1864 году во Флоренции «Программа Интернационального революционного братства», или «Альянса». По мнению его биографа Г.Е. Каминского, это произведение Бакунина представляет для анархизма «противовес» Коммунистическому манифесту Маркса10. Действительно, продолжая и развивая в направление радикализма анализ и положения Прудона, Бакунин выдвинул основные принципы революционного анархизма. Этот текст не получил должной оценки по той простой причине, что он оставался в рукописи до тех пор, пока Макс Неттлау его не воспроизвел в своем монументальном исследовании, и некоторые биографы не начали на него ссылаться. Принимая во внимание ценность этой основополагающей программы, представляется полезным процитировать из нее пространные отрывки.
Выступая против религиозности Мадзини и других социалистов-святош, Бакунин утверждает, что, в первую очередь, революционер должен быть атеистом и требовать на земле и для человека «все то, что религии перенесли на небо и наделили им своих богов». Как следствие, мораль, избавленная от «всяческой теологии и всяческой божественной метафизики», имеет единственным источником «коллективное сознание людей». Как противник «принципа власти» и всех его применений и следствий «то ли в интеллектуальной и моральной сфере, то ли в политической, экономической или социальной», революционный анархист признает, что справедливость воплощается в «осуществлении самой полной свободы и самого совершенного равенства в правах и на деле».
В замечательном по своей четкости изложении Бакунин определяет анархистскую концепцию социальной и политической организации:
«Нужно, чтобы он (революционер) был федералистом, как мы, как внутри, так и вне своей страны. Он должен понять, что наступление свободы несовместимо с существованием государств. Он должен стремиться, следовательно, к разрушению всех государств и одновременно всех социальных, политических и религиозных учреждений; таких, как официальные церкви, постоянные армии, центральные власти, бюрократия, правительства, унитарные парламенты, государственные университеты и банки, а также аристократические и буржуазные монополии. Для того, чтобы на руинах всего этого могло, наконец, подняться свободное человеческое общество, которое будет с этого момента организовано не как сегодня, сверху вниз и от центра к периферии, путем насильственного единения и концентрации, а исходя из свободного союза индивида и автономной коммуны, снизу вверх и от периферии к центру, путем свободной федерации.
Нужно, чтобы он принял, как в теории, так и на практике и во всей полноте его последствий, этот принцип: каждый индивид, каждая ассоциация, каждая коммуна, каждая провинция, каждая область, каждая нация имеют абсолютное право располагать собой, объединяться или не объединяться, брать в союзники, кого они захотят и расторгать свои союзы, невзирая ни на какие так называемые исторические права, ни на соответствие интересам соседей; и нужно, чтобы он был твердо уверен, что только тогда, когда они будут построены на всемогуществе их внутреннего притяжения и необходимости, когда они будут естественными и освященными свободой, эти новые федерации коммун, провинций, областей и наций станут действительно сильными, плодотворными и нерасторжимыми»11.
Остановимся на другом отрывке, в котором дается актуальнейший анализ национального права:
«Нужно, таким образом, чтобы (кандидат на прием в Альянс) отказался от так называемого принципа национальности, принципа двусмысленного, полного лицемерия и ловушек, принципа исторического государства с его амбициями, в пользу значительно более великого, значительно более простого и единственно законного принципа свободы: каждый, индивид или коллективное образование, которые свободны или должны ими быть, имеют право быть собой, и никто не имеет права навязывать им свой костюм, свои обычаи, свои убеждения и свои законы; каждый должен быть абсолютно свободным у себя».
Само собой разумеется, эта национальная свобода не должна выливаться в «патриотизм собственной колокольни», совсем наоборот:
«Все эти узкие, смешные, губительные для свободы и, следовательно, преступные идеи величия, амбиций и национальной славы, выгодные только для монархии и олигархии, сегодня также выгодны для крупной буржуазии, потому что они им помогают обманывать народы и натравливать их друг на друга, чтобы лучше их поработить».
Еще одно главное положение:
«Поскольку единственным производителем социальных богатств есть труд, всякий, кто ими пользуется не работая, является эксплуататором чужого труда, вором, и поскольку труд является главнейшей основой человеческого достоинства, единственным способом, которым человек реально завоевывает и создает свою свободу, все политические и социальные права должны будут принадлежать с этого момента единственно только трудящимся».
Здесь мы находим направляющую линию, по которой будет развиваться революционный синдикализм.
Точно так же в отношении крестьянского вопроса:
«Земля, бесплатный дар природы каждому, не может и не должна быть ничьей собственностью. Но плоды ее, являясь продуктом труда, должны принадлежать только тем, кто ее обрабатывает своими руками».
Отметим также разрыв с патриархальным и семейным видением Прудона: женщина и ребенок воспринимаются как индивидуальности, во всех отношениях равные с мужчиной:
«Женщина, отличная от мужчины, но не низшее существо, умная, работящая и свободная, как он, должна быть объявлена равной ему во всех политических и социальных правах; в свободном обществе церковный и гражданский брак должен быть заменен свободным браком, и содержание, воспитание и обучение всех детей должны осуществляться одинаково для всех за счет общества, которому, защищая их против глупости, невнимания и злой воли родителей, не придется их разлучать, поскольку дети принадлежат не обществу, не родителям, а собственной будущей свободе».
По поводу именно свободы приведем отрывок, где Бакунин дает очень изящное ее определение:
«Вовсе неверно, что свобода человека ограничивается свободой всех остальных. Человек является действительно свободным только в той степени, насколько его свобода, свободно признанная и представленная, как в зеркале, свободным сознанием всех остальных, находит подтверждение своей бесконечности в их свободе. Человек действительно свободен только среди других также свободных людей: и поскольку он является свободным только как человек, рабство одного человека на земле, будучи оскорблением самой сути человечества, является отрицанием свободы всех.
Свобода каждого, таким образом, осуществима только в равенстве всех. Осуществление свободы в равенстве в правах и в действительности является справедливостью».
Что же касается осуществления социальной революции, можно предположить, что Парижская Коммуна в 1871 году воодушевлялась планом, разработанным Бакуниным:
«Революция одновременно распространится повсюду и приобретет федералистский характер. Свергнув существующее правительство, коммуны должны будут революционно реорганизоваться, избрать руководителей, администрацию и революционные трибуналы, основанные на всеобщем избирательном праве и на реальной ответственности всех чиновников перед народом. Для защиты революции их добровольцы сформируют одновременно коммунальную милицию».
Вместе с тем, ни одна коммуна не останется изолированной, в противном случае она погибнет, и ей придется, следовательно, столкнуться «с необходимостью распространять революцию вне своей территории, поднимать все соседние коммуны по мере того, как они будут подниматься, федерализироваться с ними для совместной обороны». Делегаты или депутаты, отправленные каждой коммуной в «условленный пункт сбора», будут «наделены обязательными, ответственными мандатами, которые могут быть изъяты». В провинцию и во все коммуны и ассоциации повстанцев будут направляться «революционные пропагандисты», а не «официальные революционные комиссары с какими-либо повязками».
Подчеркнем, что почти все эти положения и все определенные принципы не были личным изобретением Бакунина; в большинстве своем они распространялись подпольно с 1830-х годов. Напротив, их выражение и осуществленный синтез являются полностью новыми, и это вовсе не случайно: Бакунин читал многие работы Сен-Симона, Фурье и Прудона. Сверх того, он был «воспитан» на собственном опыте участника европейских событий сорок восьмого года. Таким образом, он писал эту программу, воодушевленный теоретической зрелостью и результатами социального экспериментирования.
Бакунин написал другую версию этой программы для своих шведских друзей; действительно, именно из Швеции он сделал попытку отправить подкрепления в Польшу во время восстания 1863 г. и всегда стремился сохранить там точки опоры для последующих действий в России. Здесь уместно дать разъяснения по поводу предлагавшейся формы подпольной организации: принимая во внимание обстоятельства той эпохи, нужно рассматривать ее как единственную практическую возможность для тех, кто хотел переделать мир. К тому же, Бакунин находился под влиянием своего краткого и разочаровавшего его пребывания у массонов и особенно под влиянием конспиративных привычек присоединившихся к нему итальянцев-мадзинистов. В глубине души он верил только в действие масс и сохранял по этому поводу свои убеждения участника революции сорок восьмого года. Вместе с тем, он считал необходимым существование тайной организации, которая служила бы в некотором роде «штабом» для революции, штабом анонимным и тайным, который, конечно же, не должен подменять народ в его освободительной борьбе. Этим он четко отличается от тайного общества бланкистского типа «совершенно по-другому регламентированного и организованного полностью на деспотизме, достойном властного духа Луи Бланки». Целевая направленность бакунинской концепции полностью отлична: речь не идет о том, чтобы установить диктатуру одного или группы заговорщиков, ни какого-то места или города над другими; абсолютная и, так сказать, диктаторская централизация исключена:
«Я хочу, чтобы порядок, спокойствие в делах были результатом не единичной воли, а хорошо организованной коллективной воли многих членов ассоциации в каждой стране и во всех странах. Это значит за
менить руководство одного центра оккультным, но мощным действием всех заинтересованных. Но чтобы такая децентрализация стала возможной, нужна реальная организация, а организация не может быть без некоторой регламентации, которая в конечном счете не что иное, как продукт соглашения и взаимного контракта»12.
Более того, такой подход является также антагонистским: конечные цели бакунинского Братства провозглашены открыто, тайными остаются только средства, тогда как у бланкистов все секретно: как конечные цели, так и средства и внутренние структуры, поскольку все это зависит от единственного человека - революционного диктатора. Их концепция прямо унаследована от якобинцев и Бабефа.
В более поздней программе тайной революционной организации «Интернациональные Братья» (1868) Бакунин, впрочем, с еще большей силой обрушивается на якобинскую или бланкистскую концепцию революции. С расстояния времени мы все еще можем констатировать ее жгучую актуальность:
«Не следует удивляться, если якобинцы и бланкисты, которые стали социалистами скорее по нужде, чем по убеждению, и для которых социализм является средством, а не целью Революции, поскольку они хотят диктатуры, то есть централизации государства и чтобы государство их привело к логическому и неизбежному восстановлению собственности, очень естественно, что, не желая осуществить радикальную революцию против вещей, они мечтают о кровавой революции против людей. Но эта кровавая революция, основанная на построении революционного сильно централизованного государства, имела бы неизбежным результатом, как мы более убедительно покажем в дальнейшем, военную диктатуру нового хозяина. Триумф якобинцев или бланкистов значил бы смерть Революции.
Мы являемся смертельными врагами этих революционеров, будущих диктаторов, ограничителей и попечителей Революции, которые еще до того, пока монархические, аристократические и буржуазные государства будут разрушены, мечтают уже о создании новых революционных государств, таких же централизованных и еще более деспотичных, чем государства, которые существуют сегодня, которые так привыкли к порядку, созданному какой-либо властью сверху, и испытывают такой ужас перед тем, что им кажется беспорядком и что является ничем другим, как откровенным и естественным выражением народной жизни, что раньше даже, чем революция осуществит хороший и спасительный беспорядок, уже мечтают о его конце и обуздании силой какой-нибудь власти, у которой от революции останется только название, и которая в действительности будет только новой реакцией, поскольку она в действительности снова обречет народные массы, которыми будут управлять при помощи декретов, на повиновение, неподвижность, смерть, то есть на рабство и эксплуатацию новой квазиреволюционной аристократией»13.
Исторический опыт доказал правдивость этого предвидения.