Крах социализма и поражения анархизма
Французская революция открыла эру современных революций. Воспоминание о ней навязчиво возвращалось на протяжении всего XIX века. Тогда другие Бастилии брались штурмом и постепенно, переходя от вооруженных вспышек до восстаний, кульминацией которых стало невиданное бурление 1848 и выступление парижских коммунаров в 1871, революционный проект приобрел форму. С этого момента перспектива его осуществления не покидала умы его сторонников. Между тем, в ходе попыток и опытов, предпринимаемых во имя его осуществления, появилось немало трудностей. Они состояли как в возможно более точном определении его целей, так и в выборе путей для их достижения.
Так, в момент, когда XX век заканчивался и должен был согласно уверенным прогнозам социалистических «пророков» увидеть «освобождение рода людского», это не произошло. Мы вправе утверждать, что ушедший век не осуществил обещаний, сделанных в его начале. Становится, в частности, все более очевидным, что чрезвычайное развитие науки и техники, отметившее нашу эпоху, принесло только горькую утрату иллюзий и трагическое разочарование тем, кто вложил в этот прогресс свои надежды на освобождение. Столкнувшись с упорными фактами, История стала топтаться на месте, скользить и съезжать во все стороны. Когда с нее упала маска, все заметили, что на смену великим революционным вечерам пришли мелкие бледные рассветы.
Из того, что наступившие дни далеки от лучезарных и преисполненных песен, можно ли делать вывод, что сама идея социальной революции устарела? Вовсе нет. Что касается нас, мы убеждены, что она, напротив, остается единственной перспективой истинно человеческого общества. И это так, вопреки разного рода сомневающимся, обскурантистам и оболванивателям, и это так, невзирая на моду и «look» (личину), на липовых социалистов и марксистско-ленинские преступления; и это так, несмотря на ренегатов своего класса, на пресыщенных и аполитичных, тех, кому на все наплевать и кто надеется выжить, оставаясь в стороне от социальной войны.
Но что привело к повторявшимся извращениям и поражениям революционного идеала, его дискредитации и «в целом отрицательному» итогу, который почувствовала на себе, к несчастью, значительная часть населения планеты? Обоснованный ответ потребовал бы долгого и тщательного изучения целого ряда факторов и различных влияний. Мы надеемся в дальнейшем предпринять подобное исследование; в данный момент удовлетворимся кратким изложением некоторых его элементов.
Прежде всего, имела место явная неясность относительно самой идеи революции. Она отождествлялась социалистическими идеологами то с «правом на труд» (в 1848), то с правом трудящихся полностью располагать продуктом своего труда, затем просто с разумной организацией общества производителей или же еще, и в особенности, с предварительным завоеванием государственной власти. Это должно быть сделано для того, чтобы придать социальному управлению направленность, отвечающую интересам «самого многочисленного и самого бедного класса» - пролетариата, - а на самом деле тех, кто взял на себя обязанность представлять его «историческую миссию». Такая эволюция привела к появлению нового «социалистического» класса: Капиталистов Знания и их верхушки номенклатуры.
Рассмотрение результатов этого глубокого увлечения индустриальным подъемом показывает, что он принес лишь крохи своим исполнителям рабочим, облегчив, конечно, их участь по сравнению с прошлым, но она осталась такой же шаткой, как это можно без труда увидеть в наши дни. Это стремление только к «администрированию дел» путем хорошего «управления людьми» основывалось у социалистов и поверивших им на «катастрофистском» анализе эволюции капиталистической системы. В их воображении ей было предначертано погибнуть в ближайшее время, пав жертвой своих неисчислимых противоречий. Достаточно было терпеливо ждать, и терпение стало главной добродетелью «научного» социализма. Следует отметить, что эту веру разделяли, несколько по-другому, анархисты и некоторые искренние революционеры, а также значительное число пролетариев. Отсюда, напротив, их нетерпение, несколько наивная вера в стихийную революцию и немедленное преобразование социальных отношений. Их поддерживали на этом пути те, кто отказывался «диктовать правила будущего». Это был ловкий и полезный расчет, чтобы скрыть амбиции нового правящего класса и чтобы спрятать действительное соотношение сил между революционерами и их врагами, явными или виртуальными. Подобное ослабление бдительности подтолкнуло многих пролетариев к повстанческим боям, в которые они зачастую бросались очертя голову, без достаточно сознательного и критического отношения как к направленности своих усилий, так и к тому, что завоеваниями их борьбы пользовались до сих пор недооценивавшиеся новые и внутренние враги.
Это стало вполне очевидным во время крупных кровопусканий рабочим в июне 1848, Парижской Коммуны, в России и в Украине в 1917-1921 и, наконец, в Испании в 1936-1939.
Заметим также, что это чрезмерное внимание к экономическим условиям, рассматривавшимся в конечном счете в качестве ключевых для любого социального обновления, шло в паре с преобладанием стадного чувства над индивидуальным, устраняя таким образом более глобальное и подрывное видение отношений господства. Исключение составлял только анархизм, поскольку, напротив, он сделал из существования индивида исходную и конечную точку своего революционного проекта. Для него индивид является не только производителем и потребителем, но также и человеческим существом, наделенным критическим сознанием и стремящимся к достижению социальной гармонии и индивидуальной автономии каждого.
Неточность в определениях идеологов XIX века отразилась в «чехарде ярлыков»: обе стороны называли себя поочередно «коллективистами», «социалистами-революционерами», «коммунистами», «социал-демократами» до тех пор, пока в результате разделения не остались сторонники государственного социализма, называемого «научным», и автономисты-федералисты, ставшие впоследствии анархистами, или либертарными коммунистами. Первые оставались длительное время убежденными в неизбежном падении капитализма вследствие самого созревания объективных условий, которые достаточно только немного ускорить, овладев государственным аппаратом. Ясно, как божий день, что система оказалась более живучей, чем предполагалось, и что она даже сумела с умом воспользоваться этим липовым движением протеста. Что же касается завоевания государственной власти, оно привело социалистов всех ориентации к постоянным отречениям из-за огромных уступок и компромиссов и попросту к сделкам с фиктивным противником - капиталистической буржуазией, претендуя, например, на лучшее управление капиталом, чем сами капиталисты! Все это приносило ущерб их конечным целям, постоянно отодвигавшимся на все более отдаленные и неопределенные дни.
По мнению одной из фракций этих социалистов-государственников, поскольку система не торопилась развалиться, следовало срочно воздействовать на субъективные условия и развернуть усилия пролетарского «Прометея». Именно таким образом бланкистская концепция революционного меньшинства, пересмотренная Лениным и приправленная, по словам социал-демократа Шарля Раппопорта, «татарским соусом», дала рождение организации нового типа: большевистской Партии. Считая себя исключительным выразителем исторических интересов индустриального пролетариата и присвоив себе на этой основе право действовать от его имени и вместо него, эта партия навязывала себя другим в течение десятков лет, проводя настоящую коммерческую кампанию по скупке внутри всего международного революционного движения. Результаты ее гегемонии известны: всюду, где она побеждала, вместо того, чтобы уничтожить экономическое и социальное неравенство, она его только увеличивала и еще более укореняла. На смену слабым и стареющим автократам приходили несгибаемые и всемогущие партократы. В итоге классовая борьба, преследовавшая вначале освободительную цель, превратилась у социалистов-государственников, реформаторов или тоталитаристов, в банальную «борьбу за места».
Что касается второго члена альтернативы - предмета настоящего исследования, - анархистов, или либертарных коммунистов, они во все времена настойчиво утверждали, что эксплуатируемые должны, освободившись от любого покровительства партий и государства, взять непосредственно в свои руки собственную судьбу. Это следует сделать, упразднив частный или государственный капитализм и заменив его экономическим и социальным режимом, в котором производство товаров потребления и отношения между людьми находились бы в прямой связи с реальными потребностями и желаниями мужчин и женщин, объединенных в свободную федерацию независимых коммун. Этот идеал, долго считавшийся утопическим, был однако убедительно осуществлен на практике - несмотря на чрезвычайно трудные условия -во время двух революционных опытов в восточной Украине в 1917-1921 и в либертарной Испании в 1936-1939. Таким образом, утопистами оказались не те, кого таковыми считали, а скорее те, для кого все продолжалось бы как ранее, только подправить кое-где эксплуататорский режим, а значит, в действительности сохранить его и продолжать до бесконечности губительные отсрочки.
Однако, если анархизм возник как радикальная составляющая часть революционного проекта, и если его критические положения были неоднократно подтверждены исторической эволюцией и сохраняют, следовательно, несомненную актуальность, то проповедуемые им средства и его организационная практика приводили иногда к недоразумениям и даже к тупикам. Ему часто недоставало согласованности и единства. Именно это является проблемой. Колеблясь между далеко идущей индивидуальной автономией и зачастую громоздким коллективным действием, анархисты регулярно терпели неудачи в попытках придать событиям и исторической эволюции окончательный освободительный характер. Можно ли объяснить это поражение неблагоприятным историческим контекстом, неизбежностью объективных законов, человеческой природой или же врожденной недееспособностью, «мягкотелостью» доктрины и исправимой недостаточностью? Можно бы пространно обсуждать каждый из этих аспектов, но анархистские идеи основываются главным образом на воле бытия и действия каждого и всех. Поэтому первостепенное значение, на наш взгляд, имеет
поиск субъективных объяснений этого поражения в процессе становления анархистской мысли со времени ее зарождения более полутора века назад, в тесной связи ее с различными социальными опытами и организаторскими практиками, которые она могла породить. Наша задача состоит не в том, чтобы дать полный перечень анархистских концепций, а в том, чтобы выделить некоторые из них в их самом ярком проявлении и в их самой тесной связи с революционным проектом. Разумеется, они будут представлены в социальном и историческом контексте, из которого их ни в коем случае нельзя изъять, и акцент будет сделан на препятствиях и подводных камнях, на которые они натолкнулись. В результате такого углубленного анализа мы попытаемся актуализировать исходные посылки данного вопроса.
Новая идея в истории человечества, Анархия - концепция свободной общественной жизни без богов и господ, в которой гармонически организовано взаимоотношение индивидуальных автономий - родилась вследствие неудавшейся революции 1848 года как реакция на удушливую стадность буржуазной или социалистической государственности.
Как достигнуть эту цель, считавшуюся в то время такой близкой? Путем борьбы «коллективной силы» производителей, определенной впервые Прудоном и направленной против угнетателей всех мастей. Каков был ее результат? В данном исследовании предпринята попытка подвести такой итог, подвергнув внимательному анализу стратегические и тактические решения, принимавшиеся анархизмом на протяжении почти столетия.
Привлечение сведений и источников, зачастую неизвестных или искаженных академической историей, проливает новый свет на многие ключевые моменты исторического опыта и внутренних споров в либертарном движении, федералистский интернационал (1871-1877), пропаганда фактом (1881-1894), международный анархистский съезд в Амстердаме (1907), французские анархо-синдикалисты до 1914 года, мираж советизма (1917), организационная Платформа Аршинова и Махно (1926), массовое анархическое движение в Испании 1936-39 и их отзвуки в настоящем.
Ранее не публиковавшаяся платформа группы Дело Труда, полностью приведенная в приложении, дополняет это исследование, посвященное либертарному коммунизму - поиску самой совершенной формы прямой демократии и радикальной составной части революционного проекта.