|
Библиотека СКТ: Николас Саул: ОРГАНИЗОВАТЬ ОРГАНИЗОВАННЫХ |
|
(Школа трудовой демократии, Редактора- Г.Я. Ракитская, Д.Мандель. Перевод-
Т.Савельева) |
|
3. Оплачиваемый
отпуск для профобучения : краткое описание и
история возникновения |
|
4. Оплачиваемый отпуск с отрывом от производства: программа |
|
|
|
(б) Педагогика
ООП |
|
|
|
|
|
Настоящая брошюра - слегка сокращенная работа
Николаса Саула "Организовать организованных
..." (1994 г.), в которой он описывает и анализирует
уникальную в Северной Америке систему обучения рядовых профсоюзных активистов
Канадского профсоюза автомобилестроителей. Как утверждает сам автор, "программа оплачиваемого отпуска для профобучения
Канадского профсоюза автомобилестроителей
- это модель профобразования, преимущества которой могут побудить профсоюзных
лидеров и активистов других стран переосмыслить роль образования в собственных организациях." |
|
Рабочее движение, движение эксплуатируемых и угнетенных, если
оно хочет двигаться по пути подлинной
демократизации общества и освобождения
трудящихся от эксплуатации (от "наемного рабства"), должно
выработать собственное мировоззрение,
собственное понимание общества и истории - в противовес фальшивой и
лицемерной идеологии, проповедуемой
классом эксплуататоров и
оправдывающей существующий несправедливый строй. |
|
Программа, о которой рассказывает Николас
Саул, - один из удачных конкретных шагов на пути к
собственной идеологии профсоюзного и рабочего движения. |
|
Давид Мандель 1997 |
|
Усилившаяся в развитых
капиталистических странах конкуренция и экономическая перестройка приводят не
только к сокращению промышленного сектора, но и как следствие - к подрыву традиционной членской базы профсоюзного движения. Этот процесс деиндустриализации заставляет профсоюзных
работников все больше задумываться о
вовлечении новых членов, "организации неорганизованных". Это безусловно должно
случиться, если большинство профсоюзов хочет сохранить свою финансовую базу
и рычаги влияния на работодателей. Таким образом, для многих людей
ключевая задача профсоюзного движения -
организовать профсоюзы в новых, быстро расширяющихся секторах экономики, особенно в сфере услуг. |
|
Однако в равной степени важно, чтобы профсоюзное движение
консолидировало уже имеющуюся базу для предстоящей жестокой
борьбы. Короче, надо организовать трудящихся, которые уже
являются членами профсоюза. И это - не простая задача.
Ведь в настоящее время администрация всячески
старается подорвать ту идею, что у рабочих ценности и интересы отличны
от целей работодателей. Начальство усиленно проповедует
идеологию "партнерства". И поскольку трудящимся еще очень редко
предлагается какая-либо альтернатива капиталистической идеологии, то можно
понять, почему рабочий, получив профсоюзный
билет, не обязательно станет приветствовать прогрессивные профсоюзные
инициативы и бороться за социальные
преобразования. Эта реалия объясняет, почему особо важно, чтобы профсоюзы
серьезно занимались активизацией
своих членов. |
|
Канадский профсоюз работников автомобилестроения, авиакосмической промышленности и сельскохозяйственного
машиностроения (КПА) - один из тех, кто серьезно берется за
развитие самосознания своих рядовых членов, поскольку он
понимает, что прогрессивную стратегию невозможно
осуществить одним лишь желанием. Она должна опираться на сознание и
активность "низов". КПА пытается это сделать,
например, при помощи своей программы
"оплачиваемого отпуска для профобучения"
(ООП). Это четырехнедельный курс с четкими политическими
и идеологическими целями, который стоит во главе стремления
профсоюза "завоевать сердца и умы" своих членов
и тем самым консолидировать и развивать профсоюз как часть широкого общественного
движения для прогрессивного
преобразования канадского общества. Изучение развития, содержания и воздействия программы ООП показывает, что политически и социально
ориентированная программа образования, которая выходит за узкие рамки обучения чисто
"техническим" навыкам, может играть ключевую роль в борьбе за "организацию организованных", то есть за повышение активности
и сплоченности рядовых членов
профсоюза. |
|
Борьба за преодоление экономизма и
за создание боевого профсоюзного движения требует, чтобы профсоюзы
не только стремились демократизировать свои структуры, но
и активно проводили образовательную программу, которая
способна идеологически вооружить трудящихся против
капиталистической идеологии. Например, когда работодатели
разглагольствуют о "конкурентоспособности", трудящиеся должны иметь
собственную независимую терминологию, которая ставит людей и
общество выше прибыли и тем самым позволяет им
выстоять перед идеологическим напором буржуазии. Иначе
говоря, демократическая организация (активное
участие низов в принятии решений) в сочетании с программой
образования, которая рассматривает проблемы
трудящихся и их организаций в более широком социальном, политическом и
экономическом контексте, - это те два краеугольных камня, на которых можно строить более прогрессивное и влиятельное
профсоюзное движение. |
|
В современной враждебной атмосфере экономической депрессии,
закрытия заводов, сокращений и наступления на профсоюзы и их права необходим
радикальный пересмотр направления профобразования.
Следовательно, очень важно убедить профсоюзы, что такое
образование, которое было бы независимым,
"политизированным" и ориентированным на
рядовых членов профсоюза, не может более считаться
роскошью. Наоборот, такое образование должно лежать в основе
всех видов деятельности профсоюза (организационной,
представительной, мобилизующей и пр.). Программа ООП КПА - это модель
профобразования , преимущества которой могут побудить профсоюзных
активистов других стран переосмыслить роль образования в собственных
организациях. Именно поэтому я и решил написать этот очерк. |
|
По всему миру идет наступление на
права трудящихся и их организации. Состояние жесткой
конкуренции, которое сопровождает - интернационализацию
производства, вынудило рабочих перейти к обороне, пока компании
бегают по свету в поисках новых регионов с низкими налогами,
слабыми профсоюзами, дешевой рабочей силой и нестрогим
экологическим контролем загрязнения окружающей среды. Эта
гонка за наивысшей прибылью стала катализатором процесса деиндустриализации на Западе и быстрого промышленного
роста в когда-то или все еще бедных и неразвитых странах - таких как Корея,
Тайвань, Бразилия, Мексика. Ужесточившаяся
конкуренция во всем мире в
сочетании с возросшей мобильностью капитала уже предали забвению экономический бум послевоенных
(так называемых
"золотых") лет, когда рабочие западных стран с развитой экономикой
могли рассчитывать на повышение зарплаты и улучшение условий труда в каждом
очередном коллективном договоре. Сегодня многие профсоюзы ощущают, что все чаще приходится делать выбор между
"уступками и закрытием
предприятии, переводом производства
в другую страну. Неудивительно, что когда работодатели угрожают перевестн производство,
трудящиеся становятся более
уступчивыми. Нет никаких сомнений, что в современном экономическом контексте "конкурентоспособность" стала палкой в руках капитала
для "воспитания"
трудящихся. |
|
Канаде не чужда идеология
"конкурентоспособности" и сопутствующего
расширения власти корпораций. В Канаде эффект мировой
перестройки капиталистической системы был подхвачен и
усилен политикой монетаризма, осуществляемой
консервативным правительством. Договор о свободной торговле (1989 г.) между
Канадой и США, а позднее и с Мексикой
стал главным оружием наступления
консервативных сил и корпораций на рабочее движение. "Свободная
торговля" на самом деле означает большую свободу для корпораций делать в поисках прибыли то, что им хочется. После заключения договора канадские компании стали усиленными темпами переносить
свои заводы на юг, чтобы пользоваться более благоприятными условиями
для накопления капитала. После того, как в первые два года действия Договора.
В промышленности было потеряно свыше
400.000 рабочих мест, новости о закрытии
все новых заводов и увольнениях рабочих стали привычными. Массовая безработица, закрытие заводов и способность корпораций перемещать предприятия из
страны в страну оставляет
трудящимся, которым посчастливилось удержаться на своих рабочих местах, мало
возможностей для сопротивления
безжалостному стремлению их работодателей сократить расходы на
производство. Резко усилило давление на
трудящихся Канады и США недавнее присоединение
к северо-американскому Договору о свободной торговле Мексики - страны, в которой существуют карманные профсоюзы, а оплата труда составляет
5 долларов в день. |
|
Неуверенность и страх, порождаемые таким развитием
событий, испытывают и 220.000 членов КПА. Поскольку большая
часть членов КПА работает в условиях жесткой конкуренции,
царящей в автомобильной промышленности для трех крупнейших транснациональных
корпораций (Форд, Крайслер и Дженерал
Моторс - "Большая Тройка"),
КПА сталкивается с последствиями международного давления
капитала каждый раз, когда он садится за стол
переговоров. Перестройка капиталистической системы больно ударила по
профсоюзу. Для членов КПА, работающих для
Большой Тройки, сокращения, закрытие предприятий
и интенсификация труда стали частью действительности. Падение потребительского спроса и конкуренция
со стороны импортных товаров заставляют даже рабочих с большим стажем беспокоиться о будущем. Похожая ситуация и в отрасли, производящей детали
для автомобильной промышленности,
где тысячи людей уже попали под сокращение вследствие договора о
свободной торговле и давления со стороны
Большой Тройки в целях рационализации
на предприятиях-поставщиках. А в авиакосмической промышленности в 1993 году каждый четвертый
член КПА находился в административном отпуске. Фирмы этой отрасли борются за выживание в период спада и ослабления
государственного регулирования авиалиний во всем мире. КПА в ответ на это давление на его традиционную базу старается организовать трудящихся
в новых отраслях. Благодаря слияниям и организационным кампаниям КПА стал не только более разнородным,
но и подлинно национальным
профсоюзом. Однако такое развитие
не сделало КПА менее уязвимым, потому что идет ли речь о трудящихся рыбного производства в
Атлантическом регионе, о
текстильщиках в Онтарио или же о железнодорожниках Британской Колумбии, они, как и их товарищи в автомобильной и авиационной промышленности, уже
слишком хорошо знают, что такое интенсификация труда, административные отпуска и сокращения. |
|
Хотя положение, в котором оказались сегодня канадские
профсоюзы, довольно мрачное, КПА все-таки удается переживать
трудные времена гораздо лучше других. В своем "Заявлении
о политике, экономике и профсоюзе" КПА отмечает, что
быть в обороне - не "значит спокойно стоять на месте или просто
выжидать", а "сопротивляться, давать отпор и пытаться
идти вперед". Наверное, никогда так ярко не проявлялся
этот боевой дух, как в начале 1980-х, когда во время
переговоров корпорации требовали уступок от канадских
автомобилестроителей. В ситуации глубокого экономического спада и потери
американскими автомобильными гигантами части своего
рынка из-за японского и европейского импорта Большая Тройка
требовала уступок от рабочих во имя конкурентоспособности. Цель их заключалась в том, чтобы привязать зарплату
рабочих и их интересы к интересам компании, ставя уровень зарплаты трудящихся в зависимость от прибыльности
предприятий. |
|
Разногласия вокруг вопроса, как ответить на эту стратегию
менеджмента, привели к расколу между канадской и американской
секциями профсоюза (в то время был единый профсоюз под
американским руководством). Американское руководство
профсоюза приняло эту идеологию "партнерства"
и считало, что уступки будут способствовать сохранению рабочих
мест. Канадская секция считала, что уступки неизбежно
запустят процесс стремительного ухудшения положения
трудящихся. |
|
Эти разногласия стали очевидными во время переговоров с Дженерал Моторс в 1984 году.
Когда страсти утихли, американское
руководство профсоюза согласилось на
замену принципа гарантированного ежегодного повышения зарплаты разовыми премиями и участием в
прибыли. Канадская же секция
забастовала, чтобы сохранить этот
принцип. После напряженной двенадцатидневной забастовки канадцы добились
ежегодного гарантированного повышения
зарплаты и улучшенной индексации зарплаты в зависимости от роста стоимости жизни. Канадцы дали отпор
наступлению корпораций. Более того, канадская секция отделилась от общего с американцами профсоюза и создала свой собственный канадский профсоюз. |
|
По мнению Сэма Гиндина, главного экономиста КПА,
к середине 1980-х раскол стал неизбежен, потому что американское
руководство профсоюза отступило от своей традиционной
стратегии. К тому же уступки, которые сначала
рассматривались как временные, потом рядили в одежды "победы" и "новых
прорывов". Профсоюз стал вести себя чуть ли не как рекламный агент
корпораций. КПА придерживается совершенно
другого подхода к отношениям между
трудом и капиталом. |
|
Было
много причин, благодаря которым канадская секция
смогла отбить наступление корпораций и не пойти на уступки. Но одной из решающих причин было
понимание канадским руководством
того, что уступки вызвали бы недовольство
у трудящихся, которые обвинили бы профсоюз в беззубости вместо того, чтобы направить свой гнев против
истинных авторов уступок - корпораций. Соответственно борьба против уступок во многом была борьбой за сохранение авторитета профсоюза как организации
трудящихся, интересы которых
отличаются от интересов капитала. |
|
После раскола стремление поддерживать боевую роль оставалось
в центре деятельности КПА. Это видно из его учебных
материалов, в которых при любой возможности подчеркиваются
противоречия между трудом и капиталом. Для КПА "центральная
идея профсоюзного движения состоит в том, чтобы
трудящиеся строили свои отношения с капиталом и
правительством на независимой основе. У нас должна
быть своя идеология, свои собственные цели и ценности,
свое собственное мировоззрение". Такая идеология ставит
нужды рабочих выше стремления менеджмента к "прибыли любой ценой". Более
того, КПА убежден, что стремление усилить
роль профсоюза как организации для осуществления
независимой рабочей программы приносит конкретные плоды трудящимся. |
|
Важно подчеркнуть, что проблема борьбы с четкой и боевой
позиции рабочего класса не решается в пределах только предприятия. КПА в отличие от
американского профсоюза
автомобилестроителей построил свою деятельность на основе принципа "социального профсоюзного движения".
В "Декларации принципов" КПА есть такие слова: |
|
"Наша сила за столом коллективных переговоров основывается на нашей
внутренней организации и мобилизации. Но на нее также влияет окружающее общество:
законы, политика, экономика и общественное мнение. Более того, наша мсизнь не
ограничивается коллективными переговорами и предприятием. Поэтому мы должны задуматься над такими вопросами, как жилье, налоговая система,
народное образование, медицинское
обслуживание, международная экономика
". |
|
Социальное профсоюзное движение имеет свои корни на
предприятиях, но понимает важность выхода за пределы
предприятия, участия в жизни общества и влияния на направления
его развития. Этот категорический отказ от "экономизма"
означает, что КПА играет ведущую роль в борьбе против разрушительной
реакционной стратегии корпораций, которая включает такие
элементы, как свободная торговля, приватизация и
ослабление государственного регулирования
экономической жизни Более того, сейчас КПА стоит во
главе тех, кто критикует робость Новой демократической
(социал-демократической) партии и пытается создать новые коалиции с группами,
борющимися за социальные преобразования и
справедливость за пределами стен
парламента. |
|
Нелегко сохранить, кто это делает КАП, сильный и сознательный
"низовой" актив как опору при ведении переговоров, а также такой
подход к профсоюзной деятельности, который не
только снимает барьеры между "экономикой"
(проблемы, которые решаются на предприятии) и
"политикой" (более широкие социальные проблемы), но и подчеркивает
неразрывную связь между этими сферами. В конечном
итоге решающими факторами успеха такой профсоюзной
стратегии являются активность и сознательность самих
рядовых членов профсоюза. Даже самые прогрессивные речи
и принципы останутся беззубыми, если их не поддерживают
рядовые члены профсоюза. Понимая это, а также то, что не все
рабочие рождаются полноценными борцами, инстинктивно
готовыми бороться с "программой капитала",
руководство КПА сделало про-фобразование ключевым компонентом
своей борьбы за построение такой организации, которая
могла бы не только противостоять, но и бросить вызов власти корпораций на предприятии
и в обществе. |
|
Что это означает на практике, мы узнаем, рассматривая программу КПА -
ООП (оплачиваемый отпуск для профобразования)
- четырехнедельный курс с проживанием.
С течением времени он стал одной из основ стремления профсоюзов строиться как общественное движение и
сохранять традиции и культуру сопротивления в трудные |
|
времена. |
|
3. Оплачиваемый отпуск для профобучения(ООП): краткое описание
и история возникновения |
|
Приверженность КПА профобразованию
выражается целым рядом программ, которые он разработал для
своих членов. Большинство этих курсов направлено на то, чтобы вооружить
их, особенно руководство первичных организаций, необходимыми
навыками, чтобы они лучше справлялись со сложностью
системы коллективных переговоров. Обучение
профгруппоргов, арбитраж, введение новой технологии и охрана
труда - это только немногие из тех образовательных курсов,
которые предлагает отдел образования активистам в своих
школах по выходным дням. Эти более
"технические" курсы финансируются самим профсоюзом.
Для них специально откладываются 3 процента членских взносов. |
|
Необходимо с самого начала пояснить, что программа ООП
действует за пределами этих "технических" курсов.
Она отличается своим содержанием и способом финансирования.
Обучение проходит в прекрасном Семейном Образовательном Центре в Порт Элгин, на берегу озера Гурон
в провинции Онтарио. Будучи более политически и идеологически
ориентированной, эта программа с проживанием в образовательном центре занимается вопросами, выходящими далеко за рамки жизни трудящихся на
предприятиях - вопросами
политической, экономической и социальной
жизни. Несмотря на то, что в программу ООП включено обучение основным навыкам ведения коллективных переговоров и ораторскому искусству, ООП
определенно не является
"техническим" курсом. |
|
Более того, эта программа является льготой, которой КПА
добился в переговорах с работодателями. Финансирование
этой программы основано па отчислении работодателем
нескольких центов за час работы каждого трудящегося.
Так, на переговорах с Большой Тройкой (осенью 1993)
профсоюз добился увеличения выплаты с двух центов до
трех. Чтобы пройти курс, который разделен на четыре этапа
продолжительностью в неделю каждый (с перерывом в
две-три недели между каждым этапом, когда участник возвращается
на работу), необходимо иметь пункт об ООП в коллективном
договоре предприятия. В настоящее время свыше 94% членов КПА
добились такой льготы. Курс проходит два раза в год
(весной и осенью), и каждый раз обучается от 100 до 130 участников. С 1978 года,
когда была создана программа, ее прошли
около 4000 человек. |
|
Полученные в результате переговоров деньги поступают
в отдельный фонд ООП. Хотя эти деньги лежат на общем банковском
счете, каждая первичная организация фактически имеет свой счет и может направить
столько учащихся на курс ООП, сколько
позволяет ее доля в общей сумме.
Понятно, что при стоимости обучения приблизительно 12700 канадских долларов за учащегося небольшим первичным
организациям довольно сложно, а иногда и невозможно воспользоваться этой льготой. Но эта проблема смягчается до некоторой степени тем, что
директор программы может использовать проценты от фонда ООП, чтобы субсидировать маленькие низовые
организации. На курсах численно преобладают трудящиеся из более крупных первичных организаций. |
|
Решение о том, кто поедет на занятия ООП, принимаются
на уровне первичной организации. Хотя "Инструкция по
справедливому отбору учащихся" национального
профсоюза рекомендует первичным организациям снимать все
препятствия (сознательные или системные), которые мешают
женщинам и цветным рабочим попасть на курсы ООП, процесс
отбора сам по себе находится полностью в руках комитета
по отбору первичной организации. Нет необходимости
говорить, что процедура отбора в каждой первичной
организации проводится по-разному. С одной стороны, есть
такие профсоюзы, которые используют ООП в качестве
поощрения активистов за хорошую работу. В таких профсоюзах есть определенный
конкурс среди претендентов на место на курсах и разработана
формальная система отбора. Например, в первичной организации № 199 (город
Св. Катарина, провинция Онтарио) потенциальных участников не только просят кратко
рассказать в анкете-заявлении, почему они хотят пройти это обучение и что они хотят получить от этого
опыта, но и задаются вопросы об их профсоюзной, политической и общественной деятельности. Здесь ООП надо
заслужить. С другой стороны, есть
такие первичные организации, где далеко не все знают о существовании
программы ООП. Тут право на участие в ООП
иногда остается не использованным.
О причинах столь различного отношения к ООП мы расскажем ниже. |
|
У профсоюзов в отличие от
корпораций, с которыми они ведут переговоры, нет тугих
кошельков. Поэтому каждый раз, когда предлагаются новые стратегии или программы, ключевым моментом неизменно является то,
как будут оплачиваться эти новые
инициативы. Несомненно, одна из
основных причин процветания программы ООП с момента ее появления в 1978 году заключается в том, что КПА добился
финансирования ее работодателем. Вот как высказался об этом курсе один из его рабочих-преподавателей (в КПА они называются Ведущими
дискуссий в первичных
организациях): "Сейчас ООП
занимает первое место среди
других наших требований на переговорах, иначе мы никогда бы не смогли финансировать эту программу. Стоимость обучения - свыше 12.000 долларов
за одного рабочего, срок обучения - 1 месяц. Так что мы бы никогда не смогли финансировать этот курс за
счет наших внутренних профсоюзных
фондов". Именно высшее руководство
профсоюза сделало этот вопрос приоритетным на переговорах. И сейчас мы
обратимся к этой важной истории. |
|
Горд Уилсон, Директор образования
канадской секции профсоюза с 1972 года до его отделения от
американцев в 1984-85 гг., заслуживает признания за то,
что сумел мобилизовать поддержку внутри профсоюза требований финансировать
программу работодателем. Поиски средств для профсоюзного
образования подогревались участием Уилсона в трехнедельной
поездке по Европе в октябре 1975 года с целью изучения системы профсоюзного
образования различных европейских стран. "Съездив в такие
страны, как Швеция и Германия, - заметил Уилсон, - увидев, что они
смогли создать, и поняв, что самой большой проблемой профсоюзов Швеции было
то, что они должны были найти для профобразования сумму,
равную 14 миллионам долларов, я вернулся домой, и в голове у меня вертелся только один вопрос - как, черт возьми, мы
раздобудем такие деньги? И в то же
время я стал думать, какие потрясающие вещи мы могли бы сделать, если
бы нашли эти средства". |
|
Через два месяца после возврашения
из этой плодотворной поездки Уилсон с помощью Боба Никерсона, другого профсоюзного
работника, пришел к мысли попытаться выторговать у менеджмента на
переговорах 1 цент в час на одного работника для
профобразования. Несмотря на то, что тактика
принуждения работодателя к финансовому обеспечению профсоюзных
инициатив была далеко не новой, борьбу за обеспечение поддержки
такого подхода к осуществлению образовательных целей
еще предстояло выиграть внутри самого профсоюза. |
|
По мнению Уилсона, "прогрессивные работники профсоюза
быстро подхватили идею ООП. Они поняли, как здорово это будет
для профсоюза". Однако ключевым было то, что среди
новообращенных был Деннис Мак-Дермотт,
в то время Директор канадской секции профсоюза. МакДермотт не только поддерживал, но и еще пропагандировал
ее. Впервые удалось добиться этой льготы на авиационном
заводе Роквелл Интернашенал
в городе Милтоне, провинция Онтарио, в марте 1977 года. Но хотя первоначально
удалось подписать 20-25 соглашений, которые закрепляли право на ООП, активность
вокруг этой идеи быстро пошла на убыль.
Ирония заключается в том, что сопротивление идее ООП исходило больше от
самого профсоюза, чем от
работодателей. Дело в том, что некоторые штатные работники национального профсоюза и лидеры первичных организаций чувствовали для себя
угрозу со стороны ООП и
соответственно не очень активно добивались
этой льготы во время переговоров. Грубо говоря, они считали, что обучение активистов по такой
программе создаст большую
конкуренцию за их места, когда настанет время новых выборов или назначений. Уилсон объяснил, что проблема была решена следующим образом:
"Мы пошли к Деннису МакДермотгу и сказали: "Ты же сказал, чтобы это было приоритетом за столом
переговоров". Активисты так и
сделали, но некоторые наши работники не хотели трудиться и просто забыли об этом. А другие не хотели спорить с местными комитетами по
переговорам. Поэтому мы сказали Деннису, что ничего не получится, что все сорвалось и что ему самому надо вмешаться.
Он ответил: "Предоставьте
это дело мне". Вскоре после этого у нас было собранке
штатных работников, и я его никогда не забуду. МакДермотт
говорил о важности ООП, что по-прежнему
это требование является приоритетным, что никто не может снять его с переговоров, не поговорив заранее с ним и не получив его согласия. Игра была
закончена для тех ребят, которые
сидели и протирали штаны на своих рабочих местах. После этого им пришлось
серьезно заняться делом. И всегда
было легче добиться удовлетворения этого
требования от работодателя, чем получить согласие Денниса на снятие этого требования с переговоров. Таким образом дело сдвинулось с мертвой точки". |
|
Интересно отметить, что в то время как большинство программ
КПА появились в процессе переговоров с Большой Тройкой, финансирования ООП удалось
добиться сначала на маленьких предприятиях
по производству деталей. Обучение
по этой программе уже проводилось в Порт Элене, когда профсоюз выдвинул требование финансирования ООП на
переговорах с Большой Тройкой в 1979 году. Боб Уайт, новый директор канадской секции профсоюза, возглавлял комитет по переговорам. Уайт
рассказывал, что ответ главного
представителя Дженерал Моторс
профсоюзу на это требование был краток "Ни хрена". Хотя Уайт признает, что требование исходило больше
от руководства профсоюза, чем от рядовых его членов ("наши члены просто бы прибили нас, если бы мы
отказались от заключения договора
только из-за этого требования"), его команда на переговорах решительно
отстаивала эту льготу. Более того,
Уайт проявил свою решимость провести в ее договор на условиях профсоюза, когда отклонил предложение Дженерал Моторс удовлетворить требование о финансировании программы, но с условием, что
администрация сможет участвовать
в подборе слушателей и определении
содержания программы. Твердая и бескомпромиссная позиция, которую
занял профсоюз, в конечном итоге принесла
свои плоды: Дженерал Моторс,
по всей видимости, не хотела идти
на конфронтацию с профсоюзом из-за
этого вопроса и в последние предзабастовочные часы пошла на попятный и уступила И хотя профсоюз
получил меньше ожидаемого одного цента за час работы одного рабочего,
принцип был уже установлен в договорах и Большой
Тройкой. Безусловно, тот факт, что руководство профсоюза сделало ООП своим
приоритетом и ключевым требованием
на переговорах, во многом объясняет, почему ООП так быстро стал всеобщей льготой по всей канадской секции профсоюза |
|
Как уже отмечалось, деньги, предназначенные для ООП,
идут на оплату четырехнедельных политизированных курсов с
проживанием в Семейном образовательном центре КПА. Важно выяснить, почему новый
источник финансирования не использовался
просто для увеличения количества
"технических" курсов. Это во многом можно объяснить приверженностью профсоюза идее
"социального профсоюзного
движения", о чем мы говорили ранее. Ключевые игроки в борьбе за
ООП, а именно Уилсон, МакДермотт и Уайт, были воспитаны в этой профсоюзной культуре и соответственно хорошо понимали
ограниченность обучения, посвященного исключительно вопросам, связанным с заключением коллективных
переговоров. В то время как руководство профсоюзом в США, по разным причинам отошедшее от этой профсоюзной культуры,
недооценивало потенциал ООП для развития "социальной ориентации", канадские лидеры вполне осознали
его значение. Они поняли,
насколько важно дать трудящимся возможность
изучать весь круг факторов (политических, экономических и социальных), которые влияют на их жизнь на производстве и в обществе. Пригласив
опытного профсоюзного работника
Дана Бенедикта написать программу
ООП, канадские лидеры профсоюза подтвердили тем самым свое намерение создать курс шире, чем вопросы, которые решаются за столом переговоров с
работодателями. |
|
По мере того как менялись политика, профсоюз и люди,
ответственные за ООП, изменялся и сам курс обучения. Первоначально он
строился на "эмоциональном" призыве к трудящимся оспорить
отношения власти в обществе и бороться за социальные реформы. Но постепенно
критика капиталистической системы стала более аналитической, а
сам курс - более политизированным и идеологическим. |
|
Я имел возможность непосредственно изучать программу
ООП. В оставшейся части очерка я опишу эту программу (ее
содержание, педагогические методы и реакцию трудящихся) так,
как ее наблюдал на курсах ООП в сентябре-ноябре 1993
года |
|
4. Оплачиваемый отпуск с
отрывом от производства: программа |
|
|
|
Программа ООП является составной
частью борьбы КПА за "сердца и умы" своих членов.
Профсоюз прекрасно понимает, что ни подпись членов на профсоюзном билете,
ни рабочее происхождение не означают, что человек будет
автоматически бороться за прогрессивные социальные
преобразования в обществе. Профсоюз понимает, что прогрессивную
профсоюзную стратегию одним лишь желанием в жизнь не
проведешь, ее необходимо "строить". Это является основным объяснением того,
как ООП смог выдержать испытание
временем. |
|
Директор образования профсоюза замечает: "Я всегда надеюсь, что люди
будут возвращаться на свои рабочие места, хорошо понимая свое место в
профсоюзе, в обществе, какие преобразования нужны обществу и как профсоюз может быть проводником этих
изменений". Эти слова указывают на одну из целей ООП - формирование
широкой группы активистов, умеющих с
уверенностью выступать как внутри
профсоюза, так и за его пределами против "здравого смысла" капиталистической идеологии. КПА
стремится к этой цели, предоставляя трудящимся возможность и средства для критического анализа их мира с точки зрения рабочего класса. |
|
С самого начала профсоюз не скрывает от участников курса, что его
учебные материалы не нейтральны. Директор
программы предупредил слушателей, что левый уклон курса скорее всего создаст некоторое
напряжение, что курс познакомит их с мнениями и взглядами, идущими вразрез с так называемым "здравым смыслом". Но
это вовсе не смущает КПА, поскольку курс создан был как раз для того,
чтобы заставить участников поставить под
сомнение и переосмыслить установленный порядок и те институты, которые
подкрепляют его. Но хотя профсоюз в своих учебных материалах подчеркивает,
что необходимо смотреть на общество с
точки зрения рабочего класса, он не навязывает слушателям один-единственный подход. Скорее цель курса -
показать участникам, что существует альтернативная точка зрения всепроникающим принципам капиталистической идеологии, а это должно помогать им
принимать более объективные и обоснованные решения. КПА рассчитывает при помощи курса обучения убедить
участников не только в том, что
власть имущие пренебрегают их интересами,
но и в том, что так будет продолжаться до тех пор, пока большинство
трудящихся не станет на путь борьбы за
преобразование общества. |
|
На
последнем собрании курса Директор программы отметил,
что каждая из недель курса отличалась по содержанию от других. В
течение первой недели слушатели изучали
преимущественно историю - как она выглядит с точки зрения трудящихся. В течение второй недели обсуждались вопросы о социальной структуре общества,
о классах, о том, кто принадлежит
к трудящимся. В течение третьей
недели - проблемы, с которыми сталкиваются трудящиеся. И, наконец, во время
четвертой недели рассматривались
возможные способы преодоления этих проблем. |
|
Неделя 1 |
|
Занятия начались с критики системы народного образования
Канады, с воспоминаний участников о школьных годах. Обсуждение
привело к выводу, зафиксированному в учебниках курса, что
"ООП необходим, потому что школьная система, через
которую мы все прошли, никогда и не предназначалась
для того, чтобы служить интересам трудящихся". После
того как значимость программы была подтверждена, участники
приступили к изучению места труда и рабочего класса в истории
современного общества. |
|
Первая неделя практически полностью была посвящена истории.
Однако, если большинство профсоюзных курсов
сосредотачиваются только на истории рабочего движения,
ООП дает широкий взгляд на всю историю человечества, от
уравнительного первобытного общества до капиталистического.
Однако важность первой недели заключается не столько в
количестве исторического материала, сколько в том, как эта
история преподается. |
|
Еще до начала занятий по истории слушатели изучают
"основные понятия социального анализа, необходимые для понимания
истории человечества с точки зрения трудящихся". Хотя
Маркс не упоминается в учебных текстах, изучаемые понятия в
целом составляют систему, которая по сути является
марксистской. На протяжении всей недели количество понятий
увеличивается по мере того, как слушатели переходят к
изучению все более сложных общественных формаций.
Такие понятия, как "средства производства",
"полезность", "общественные отношения" помогают
понять, как устроено первобытное общество. Затем следуют
понятия "прибавочный продукт, "государство", "класс",
необходимые для анализа рабовладельческой и феодальной систем производства
Они дополняются понятиями "стоимость",
"прибыль", ''прибавочная стоимость", когда
участники переходят к обсуждению капитализма. |
|
На
занятиях первой недели отводится время для изучения песен рабочею движения и
структуры комитетов КПА. Но упор делается
на теоретических основах, которые нужны для изучения социальных
преобразований и капиталистической
организации общества |
|
Участники
уехали домой в пятницу вечером, узнав среди прочего, что люди не рождаются
агрессивными и конкурентами друг другу (охотники и собиратели), что прогрессивные изменения в обществе можно
осуществить только через борьбу и
что эксплуатация трудящихся работодателями
(теория трудовой стоимости) - движущая сила капиталистической системы. |
|
Неделя 2 |
|
В
центре внимания этой недели - понятие "класс1'. Объясняется,
что социальное положение людей и тем самым их классовая принадлежность
определяются прежде всего их местом в системе общественных отношений (собственности, власти, политике), что эти
факторы важнее, чем размер дохода и профессия Затем участники перешли к изучению классовой структуры Канады. |
|
Представление о том, что такое "класс",
помогает рабочим лучше ориентироваться не только в том, на какой стороне классовых баррикад находятся они сами,
но и какое место занимают другие (менеджеры, интеллигенция, бездомные и пр ).
Рассматриваются различные учреждения общества и их классовая
ориентация. При этом много времени
уделялось идеологической тенденциозности средств массовой информации, стоящих на страже интересов капитала.
Слушатели узнают, что всего несколько корпораций владеют почти всеми
газетами, радио и телевизионными станциями Канады. Это позволяет
лучше понять, почему средства массовой
информации чаше всего проповедуют
идеологию "свободного рынка", критикуют (или игнорируют) позицию
групп, отвергающих тот тип общества,
которая пропагандирует эта идеология. |
|
Затем рассматривались вопросы пола и расы Соотношение
между классом, расой и полом изучается при помощи обсуждения
таких вопросов, как борьба коренных народов Канады за свои
права, насилие против женщин. Во время дискуссий
более широкие темы часто переплетаются с более узкими,
"техническими" - начиная с услуг, предоставляемых
профсоюзом, и заканчивая структурой взносов и забастовочным
фондом профсоюза. |
|
Неделя 3 |
|
Занятия третьей недели строились на лозунге: "Нейтральное
государство: такого не бывает!". При помощи исторического анализа
тесных связей между государством (правящими партиями, парламентом,
госаппаратом и пр.) и буржуазным классом программа показывает, как государство неизменно служит интересам
буржуазного класса, выполняет его
распоряжения. |
|
Критика
буржуазного государства служит введением к занятиям, которые рассматривают
последствия для трудящихся
стратегической программы корпораций, осуществляемой при помощи правительства. |
|
Когда
дискуссии шли по таким вопросам, как приватизация, отмена государственного
регулирования экономической жизни, отношение правительства к бюджетному
дефициту, сокращение социальных гарантий, свободная торговля и т.п.,
слушатели курса редко расходились во мнениях
относительно того, что социальная дифференциация и власть корпораций
все больше возрастают, что идет мощное наступление на интересы трудящихся и
безработных. |
|
Активисты
КПА, недавно вернувшиеся из Мексики, рассказали о социальных, политических и экономических
условиях этой страны и показали, что отрицательные тенденции в Канаде будут
усиливаться из-за подписания Канадой
Договора о Свободной торговле. |
|
Вывод, что трудящиеся Канады все больше зависят от большого
бизнеса благодаря "свободной торговле", вовсе не
новость для участников ООП. Многие из них уже столкнулись
с тем, что работодатели постоянно угрожают им "бегством
капитала", т.е. переводом предприятий за границу. |
|
На третьей неделе обсуждалась важность выдвижения в
коллективных переговорах требований об индексации зарплаты
в соответствии с ростом инфляции. Проводилось занятие о
структуре канадского профсоюзного движения. |
|
Слушатели также узнали от представителя бразильского профсоюзного
движения (который был в гостях у профсоюза) о борьбе за справедливость в
Центральной Америке, о долгой и тяжелой
забастовке профсоюза золотодобытчиков северного города Канады Иеллоунайф от президента
этого профсоюза. |
|
Неделя 4 |
|
Четвертая неделя занятий посвящена в первую очередь
взаимосвязи профсоюзов и политики. |
|
Сейчас
для КПА это очень актуальный вопрос, поскольку
Новая демократическая партия (НДП), так называемая партия трудящихся, не сумела воспользоваться своей неожиданной победой на выборах в провинции
Онтарио (сентябрь 1990) для борьбы
против власти корпораций и для
мобилизации прогрессивных сил на борьбу за преобразование общества. На деле правительство НДП не только взяло на вооружение риторику-демагогию неолиберализма, но и проводит некоторые из программ, продвигаемых
корпорациями. Это предательство заставило КПА
пересмотреть свои отношения с этой партией. КПА признает важность участия в парламентской
борьбе и, следовательно,
необходимость остаться в рядах НДП для того, чтобы реформировать ее в более левом направлении. В то же
время КПА вырабатывает новую политическую стратегию,
основанную на союзе с теми общественными движениями, которые добиваются прогрессивных перемен в обществе. |
|
Все настойчивее и яснее становится необходимость понимать
политику шире, чем как чисто парламентскую борьба, уделять
больше времени, сил и ресурсов для создания коалиций и не
только с другими профсоюзами. |
|
В курсовых материалах говорится, что парламентская политика
может стать плодотворной при условии, что за ней стоит мощное и активное
общественное движение: в противном случае профсоюзное
движение постоянно будет оказываться в проигрыше, даже когда
"побеждает" на выборах. |
|
На занятиях последней недели обсуждаются вопросы половой
и расовой дискриминации. Не все рядовые члены профсоюза
разделяют твердую позицию руководства КПА, которое выступает
против расовой и половой дискриминации, за законодательное закрепление
инициатив в этой области Поэтому преподаватели
стараются вооружить слушателей фактами и аргументами,
которые они могут затем использовать в агитации на своих
предприятиях. |
|
Такой же подход - обеспечить рабочих информацией, которая
поможет им противостоять предрассудкам, - используется и во
время обсуждения бытующих в обществе мифов, основанных на расизме и направленных
против эмигрантов и беженцев.
Рассматривается и политика государства
по отношению к этим категориям населения. |
|
Программа ООП завершается "съездом", о котором
я расскажу ниже. |
|
А теперь обратимся к тому, как учатся слушатели курса
ООП. |
|
(б) Педагогика ООП |
|
Методы передачи
знаний имеют огромное значение. С недавнего времени в
кружках профобразования много внимания уделяется таким методам обучения,
которые ставят в центр учебного
процесса ученика. |
|
На
практике этот подход обычно означает, что содержание курса обсуждается совместно учениками и учителями. В
центре внимания стоят жизненный опыт ученика, его мысли и чувства. Слушатели, рассказывая о своем опыте и своих
целях, перестают быть исключительно потребителями знаний, становятся одновременно их производителями. Это
создает сильную мотивацию к учебе, интерес к ней. |
|
И
все-таки КПА не подменяет содержание обучения заботой о методе преподавания. Основная цель программы -
помочь трудящимся понимать историю, социологию и политэкономию с точки зрения
рабочего класса. Сама эта цель не
подлежит обсуждению. Программа стремится показать трудящимся
альтернативу идеологии "свободного рынка".
И она это делает. |
|
В начале каждой недели занятий участники получают
расписание занятий на пять дней, а также специально подготовленные курсовые
материалы и статьи, которые служат
основой для дискуссий на занятиях. Позицию КПА по вопросу о содержании
курса лучше всего выразил один выпускник
(Ведущий дискуссий): "Я считаю, что есть такие области знаний, где можно полностью полагаться
на опыт трудящихся: когда речь идет о жизни на предприятии, о тактике, нарушениях коддрговора,
структуре профсоюза и комитетах. Но когда занимаешься такими темами, как история, расизм, класс и государство, без этих
учебных материалов просто не
обойтись". |
|
Несмотря на то, что темы заранее установлены и курс
стремится передать определенные знания, было бы ошибкой полагать, что
курс относится к ученикам ООП, как к пустым головам, которые надо просто
наполнять информацией. |
|
В специальном выпуске журнала профобразования "Наше
время" Рик Уильяме пишет: "Люди, давно
вступившие
во взрослую жизнь и привыкшие сами управлять ею, не любят быть всего лишь потребителями знаний, пассивными слушателями. Они обычно сопротивляются
авторитету того преподавателя,
который только рассказывает им, что
есть и как должно быть, не спрашивая их мнения. Отношение ко взрослым
чисто как к потребителям знаний, произведенных
кем-то другим, не вызывает у них интереса и не создает мотивации. В
результате учеба мало дает результатов,
какими бы терпимыми ни были слушатели к такому обращению". |
|
КПА относится с пониманием к этой проблеме. Поэтому,
хотя план занятий не устанавливается слушателями, программа построена
так, что у участников появляется много
возможностей высказывать свои идеи и поделиться своим опытом. Во время первой недели, когда
акцент делается на изучении
истории и теории, есть опасность, о которой предупреждает Уильяме. Однако ее удается все-таки избежать, потому что многие преподаватели - сами
трудящиеся. Ведущие дискуссий сами
являются профсоюзными активистами,
прощедшими дополнительное обучение. Это один из принципов ООП. |
|
Акцент на передачу знаний от трудящегося к трудящимся,
а не от профессионального преподавателя университета или
лектора колледжа трудящимся - главная, на мой взгляд, причина,
по которой курсу ООП удается донести до своих участников идею о необходимости
трудящимся иметь свое собственное, независимое мировоззрение.
Все без исключения слушатели курса ООП с гордостью говорят о
том, что их учили их товарищи1 (часто произносятся такие
слова, как "вдохновляющий", "товарищеский", "проницательный")
- люди, которые знают из собственного опыта о том, что
происходит на предприятии. Наиболее активные участники сами
становятся Ведущими дискуссий. Это многое говорит о
положительной роли методов программы ООП. |
|
В ходе обучения курсовые материалы (особенно печатные
материалы, статьи из журналов, видеоматериалы) все больше
используются не только как метод передачи знаний, но и как начало обсуждения.
Например, занятия часто начинаются совместным общим
чтением статьи, цель которого - запустить дискуссию по данному
вопросу. Понятно, что успех во многом зависит от умения
Ведущего дискуссии создать располагающую атмосферу, в
которой участники чувствовали бы себя достаточно уверенно
и уютно для участия в дискуссии, делились бы своим опытом и
идеями. Я могу подтвердить, что большинство Ведущих дискуссий
обладает таким талантом. Рассматривается ли общеобразовательная
система, проблема беженцев или "свободной
торговли", на занятиях всегда отводится время для
дискуссий. |
|
После первой недели занятий все больше и больше времени
уделяется общим собраниям всех групп участников. На эти
собрания приглашаются профессора, руководящие профсоюзные
рабогники, активисты общественных движений и т.п.
("эксперты"). После их выступлений участники
могут задавать вопросы и обсуждать поднятые проблемы. План занятий составлен
таким образом, чтобы эти дискуссии продолжались затем на
занятиях, где участники обычно чувствуют себя более
раскованно и охотнее высказывают собственные мнения. |
|
Моделирование структуры комитетов первичных профсоюзных
организаций на занятиях ООП позволяет участникам
внести свой вклад в курс. На первой неделе занятий проводятся "выборы" в комитеты по культуре, экологии, по правам человека, по международным
делам, по изданию информационных
бюллетеней, по отдыху, по борьбе
против дискриминации женщин и по проблемам наркомании. Эти комитеты регулярно собираются на протяжении всего
курса. В плане занятий отведено время для представления отчетов этих комитетов и для проведения форумов по их тематике. Один из наиболее
успешных форумов был организован членами комитета по правам человека и женского комитета. Он был посвящен
"пониманию проблемы
СПИДа". |
|
В конце курса проходит "съезд". Работу
"съезда" координирует комитет по резолюциям. |
|
Каждый комитет представляет на "съезд" свою
резолюцию для обсуждения и голосования. Высокий уровень дискуссий
на "съезде", широкий спектр вопросов и глубина их
понимания свидетельствуют об эффективности программы, об удачном
сочетании содержания обучения и педагогических методов. |
|
5. Оплачиваемый отпуск для обучения: результаты |
|
Наблюдая за участниками ООП с
момента ознакомительных занятий в один из выходных дней августа и до окончания
курса в ноябре, я пришел к выводу, что в основном
три категории людей (три разных группы) попадают на курсы. Вкратце расскажу о каждой из
них. |
|
Первая группа
• это люди, которые уже были профсоюзными активистами.
Большинство из них занимали и еще занимают выборные
должности или же участвуют в разных структурах своей первичной организации.
Более того, многие из них уже прошли другие профсоюзные курсы и
активно участвуют в реализации политики КПА. |
|
Курс ООП дает таким людям еще больше знаний для борьбы
и, подтвердив для них правоту большей части того, что
они уже знали об обществе, придает им больше уверенности
в их профсоюзной и общественной деятельности. "Я всегда
знал, - говорит один из участников ООП, - что что-то
не так в нашем обществе. Я всегда боролся, но я не видел полной
картины. Теперь я понял, что наш труд оплачивает оклады начальников, создаст
прибавочную стоимость. Все теперь стало на место у
меня в голове. Раньше я не мог точно сформулировать
причины моего недовольства, не мог ухватить точный
смысл происходящего. Теперь все стало |
|
понятно
". |
|
В первую группу скорее всего можно отнести 15% участников
ООП. |
|
Вторая группа - самая многочисленная
(по нашим оценкам, - около 80%
участников). |
|
Это люди, которым программа ООП "открывает глаза"
на происходящее. Она даже является для них шокирующим опытом,
поскольку многим из них на занятиях приходится
размышлять о вопросах, о которых они редко задумывались раньше. Например, о том, что средства массовой информации выражают интересы корпораций, о
борьбе трудящихся далеких стран, о
положении коренных народов Канады и
др. Им предлагается другой взгляд на общество,
который во многом противоречит тому, чему их научили раньше. Неудивительно, что многие чувствуют себя перенасыщенными новой информацией, особенно
в самом начале. Они склонны
подвергать ее сомнению, потому что
она идет вразрез с уже укоренившимся у них образом мышления. |
|
Для второй группы людей курс ООП является своего рода сложным и
требующим больших усилий путешествием. Но
именно на них курс оказывает наибольшее влияние.Именно здесь КПА выигрывает борьбу за "сердца и
умы" своих членов. Как заметил
один из участников, "когда я впервые пришел в профсоюз, я считал, что «эти профсоюзы слишком много хотят». Я всегда думал, что мы
слишком многого хотим добиться, что
мы не должны так много требовать.
Теперь я уверен, что вернусь ла предприятие и, не горячась, но просто с большей уверенностью
смогу говорить с начальством и сказать: «Послушайте, вы свою долю получаете,,. Все, что мы хотим, это чтобы к нам
относились с уважением. Мы хотим
получить свою справедливую долю и
чтобы вы осознали нашу значимость»". |
|
Многие участники, как и он, меняют свои взгляды под влиянием курса.
Неважно, могут ли они процитировать Маркса,
со концепциями которого их познакомили на занятиях. Главное, что курс помог им обострить свое понимание того,
что есть "мы" (трудящиеся) и "они" (работодатели). Именно эти люди вернутся на свои
предприятия и не только внесут
свой вклад в борьбу за лучшие и более прогрессивные колдоговора и государственную политику, но и будут выступать против сексизма2 и расизма в своем коллективе - многие в первый раз за
свою жизнь в профсоюзе. |
|
А" третьей группе относятся не более 5%
участников. |
|
Эта маленькая группа присутствует на курсе ради забавы.
К сожалению, эти люди не дают учебному процессу ни малейшего шанса
пробиться к их умам. Как заметил один
участник, "некоторые приехали потому, что получили бесплатный билет и возможность провести пять
дней не на заводе". |
|
Трудно себе представить, что могли бы сделать организаторы
для того, чтобы привлечь внимание этих участников к
содержанию курса. |
|
Приведенные ниже мои наблюдения относятся к первым
двум группам. |
|
Почти все без исключения опрошенные мной в неформальной
обстановке слушатели считали участие в программе ООП
привилегией. Все они считали образование чрезвычайно
важным. Вот слова одного из них: "Мы имеем дело
с очень умными людьми, которые управляют корпорациями.
Поэтому я считаю, что чем более образованными мы будем,
тем лучше мы сумеем решать наши проблемы и противостоять
этим людям ". |
|
По мере развития курса
все большее число людей
начинает понимать всю важность такого профсоюзного
обучения, когда проблемы
трудящихся рассматриваются в широком социальном, экономическом и политическом контексте. Сначала,
правда, слушатели чувствуют себя немного сбитыми с толку материалами курса и заявляют, что им бы хотелось уделить больше времени "техническим"
(более конкретным) предметам. Но быстро начинают понимать, что чем больше они знают о более
широких вопросах, тем лучше будут справляться с практическими проблемами. Один из опрошенных мною сказал: "Нет
смысла добиваться чего-то за столом
переговоров с работодателем, когда правительство сможет
потом это отнять у тебя законодательным
путем. Ты ведь
не ведешь эти переговоры в пустоте. Не понимая, что происходит вокруг в обществе, мы в конце концов проиграем и за столом
переговоров. Наши противники будут всегда на два шага впереди
нас". |
|
Многие также говорили мне о связи между образованием и уверенностью
в себе. Вот как выразился один из слушателей:
"Я всегда считал, что знание дает уверенность, что без знаний нельзя правильно реагировать на
проблемы. Чем шире твои знания по
различным предметам профсоюзной
жизни, тем лучше ты сможешь вносить прогрессивный элемент в разговоры со своими товарищами,
которые неправильно понимают и
искажают классовый характер нашего государства,
факты по таким вопросам, как расизм, права женщин и т.д. Если ты получил образование и разбираешься в этих вопросах, то сумеешь развеять многие
мифы, которые ежедневно причиняют
столько вреда нашему делу. И ты сумеешь
с большей уверенностью справиться с этими проблемами. Если раньше ты колебался, сказать или не говорить «вы не правы», то теперь ты уверен и
можешь встать и по сути дела
передать трудящимся много ценного ". |
|
Эти слова иллюстрируют важный
результат программы ООП:
постепенно преодолевая застенчивость и приобретая способность уверенно высказываться, участники курса учатся формулировать свои
аргументы, исходя из прогрессивных позиций. |
|
Это было очень заметно на "съезде".
Мне казалось, что после выступления участников,
например, по вопросу об отношениях рабочего движения с Новой демократической партией, о самоуправлении коренных народов
или о регрессивной налоговой
системе Канады, они себе говорили: "Вот это да! Не могу поверить, что я
только что смог так выступить". |
|
Курс ООП,
несомненно, помогает многим трудящимся
обрести голос представителя рабочего класса. |
|
Идеологический характер
учебного материала программы ООП
имеет своих критиков. Небольшая часть участников сочла курсовой материал слишком "левым".
"Я считаю, что маятник отклоняется
немножко в одну сторону", - отметил один рабочий. "Это
становится догмой, а не логикой". |
|
Я полагаю, что подобная реакция
вызвана скорее шоком от
новой для слушателей точки зрения на общество (см. выше), чем от предвзятости учебного материала. Можно, конечно, поспорить относительно подчас смелых
(марксистских/левых)
формулировок некоторых из преподавателей. Более того, некоторым из участников позиции преподавателей кажутся иной раз слишком уж категоричными. Так, один слушатель сказал; "Если мы приводим различные доводы, то нам
говорят: «Нет, это неправильно.
На самом деле это обстоит так».
Это слишком односторонне, но именно такое
впечатление иногда создается". |
|
Однако необходимо подчеркнуть,
что преобладающее большинство
людей, с которыми я говорил, отнеслись как к содержанию курса, так и к педагогическим методам
гораздо более положительно. Наиболее типичным высказыванием было следующее: "Никто
нам ничего в глотку не запихивает. Ведущие нам
предлагают свое мнение о том, как обстоят дела у рабочего класса в этой стране
и за ее пределами. . Но и как и все остальное,
мы должны все взвесить сами и прийти к своим собственным
выводам". |
|
Еще одним доказательством того, что программа ООП
действительно стимулирует размышления участников, - неизменный
переход дискуссий из класса в столовую, в коридоры Центра
семейного образования. Все участники считают, что "вне
класса можно учиться столько же, сколько в классе". Содействует
этому то, что программа ООП - курс с проживанием. Как
отметил один слушатель, "учеба не заканчивается в
классе. Она продолжается в спортивном зале, в
номерах, в баре. Одним словом, общение необходимо для того, чтобы участники
учились друг у друга". |
|
Неформальная обстановка позволяет участникам делиться
опытом и стратегией профсоюзной работы на местах, а также впервые применять новую
терминологию и идеи. Такая форма
закрепления учебного материала чрезвычайно
важна, поскольку многие из участников только начинают понимать, что значит быть "политизированным
активистом". Понятно, что чем больше во время обучения будет коллективной поддержки для прогрессивных
выступлений по вопросам расы,
пола, класса, тем лучше. Тот факт,
что люди обсуждают эти вопросы, свидетельствует об успехе ООП. |
|
Курс ООП придает новые силы старым активистам и развивает
новых активистов. Те и другие возвращаются на предприятия с
решимостью более активно участвовать в деятельности профсоюза или в общественной
жизни за пределами предприятия. |
|
Рассмотрим теперь, что происходит с участниками курса
после возвращения на предприятия. |
|
Необходимо признать, что количество
членов КПА, имеющих возможность пройти обучение по программе ООП, очень мало по сравнению с их общей
численностью. Ежегодно лишь
225-250 человек получают это образование. У огромного большинства настоящих и будущих членов профсоюза
никогда не будет возможности участвовать в ООП. |
|
В то же время необходимо отметить,
что влияние выпускников программы в профсоюзе гораздо большее,
чем их относительная численность. Выпускники действительно играют
важную роль в прогрессивной постановке вопросов на
профсоюзных собраниях на разных уровнях и в мобилизации
поддержки другими членами инициатив и политики профсоюза. Таким образом,
программа ООП действительно играет роль катализатора. Однако,
как мы увидим, переход от занятий к реальной жизни на предприятиях не всегда гладкий. |
|
На протяжении всех четырех недель обучения участники не
раз говорили мне, что считают своим долгом вернуться на свои предприятия и
поделиться со своими товарищами по работе знаниями, которые
они приобрели. Каждый из выступавших на церемонии вручения
дипломов отмечал, что их работа сделана только наполовину.
Следующим шагом должно быть применение полученных знаний
на деле. И хотя будет нелегко убедить товарищей по работе
присоединиться к борьбе за более справедливые условия труда на предприятиях и
за более справедливое общество,
большинство участников уехали, полные решимости принять этот вызов. |
|
Однако решимость сама по себе недостаточна. |
|
В разговорах с Ведущими дискуссий, с некоторыми выпускниками
ООП и работниками первичных профсоюзных организаций я
быстро понял, что энтузиазм выпускников может быстро
сойти на нет под перекрестным огнем разных соревнующихся
фракций внутри профсоюза. Эта проблема возникает чаще
в крупных первичных организациях, где существуют более или менее
организованные фракции. А большинство
слушателей - именно из крупных первичных
организаций из-за особенностей финансирования программы ООП. В таких организациях возможность выпускников использовать свои знания во многом
зависит от действий руководства
местного профсоюза |
|
Прогрессивные руководители всегда готовы содействовать тем, кто
желает проявлять активность. В такой ситуации
председатель профсоюза или комитета по образованию задает выпускнику вопрос: "Чем ты хотел бы занимшпься?" Например, в местном отделении № 199 выпускники получили письмо с поздравлением по случаю
успешного завершения курса, в
котором было сказано: "Вопрос теперь в том, как использовать знания и концепции, которые мы приобрели, на благо нашего профсоюза и
общества?" Другими
словами, не жалейте ваши новые знания и энтузиазм. Используйте их! |
|
Однако не все профкомы готовы найти применение недавно
обученным активистам. По словам одного из Ведущих дискуссий, "многие
руководители первичных организаций не приемлют ООП,
потому что там обучают кучку «возмутителей
спокойствия». Многие наши люди страдают от «синдрома
власти», хотят все контролировать в своем профсоюзе.
Это - отрицательное явление, по оно существует.
Поэтому, когда посылаешь молодого парня или молодую' девушку
на курсы, а потом они возвращаются, полные энтузиазма
и уверенные в себе от полученных знаний, то такие лидеры
воспринимают это как угрозу для себя. " |
|
Понятно, что страх перед новыми энергичными и хорошо
информированными активистами может быть потенциальным
источником проблем. Например, чтобы сохранить базу своей
власти в профсоюзе руководство может посылать на курсы
только "надежных" людей, которые не будут раскачивать
лодку после своего возвращения с занятий. Или же
консервативное руководство может просто не пропагандировать
программу ООП среди рядовых членов профсоюза. Есть немало
местных профсоюзов, руководители которых весьма
обеспокоены целью программы ООП - развивать активистов.
Они стремятся всячески ослабить влияние программы. |
|
Такие
негативные тенденции нередко сочетаются с разочарованием
и неудовлетворенностью выпускников, если они обнаруживают, что их товарищи по работе не всегда воспринимают их идеи и объяснения. (Все-таки
атмосфера заботливости в Семейном
центре образования далека от
тяжелых будней предприятий.) |
|
Здесь мы видим, как важно иметь структуры и связи на
местах, которые поддерживали бы выпускников ООП и помогали
бы им "найти свои голоса". Это особенно важно потому, что большая
часть участников ООП - рядовые трудящиеся.
И когда они возвращаются на свои рабочие места, не всегда существует готовая база для их деятельности, например, выборная профсоюзная
должность, на которую они могли бы
опереться. |
|
Но даже в самых демократических и прогрессивных местных
профсоюзах от руководства требуется много времени, сил и воображения,
чтобы поддержать активность и идеологическое развитие новоиспеченных
активистов. До сих пор КАП, наверное, недостаточно серьезно занимался решением
этой проблемы. |
|
Интересно, что во время последней недели занятий один
Ведущий дискуссий, который является председателем комитета
по образованию своей первичной организации, выступил с инициативой поддержки
новых выпускников ООП. Он предложил создать на
предприятиях подкомитеты образования, которые бы
занимались исключительно выпускниками ООП и служили бы для
них главным средством активного вовлечения в жизнь
профсоюза. Члены подкомитета собирались бы регулярно и разрабатывали бы
программу мероприятий. |
|
Все не только с волнением восприняли это предложение,
но и были непреклонными в своей решимости не позволить таким
подкомитетам впутаться во внутреннюю политику
профсоюза. Это выражало не стремление создать еще одну оппозиционную группировку в профсоюзе, а желание поддерживать активность людей в том, что
может оказаться полезным для всех
членов профсоюза. Мы надеемся, что
такое мышление будет присуще всему КПА. Ведь без этого профсоюз не сможет реализовать полный потенциал программы ООП. |
|
Если бы кто-нибудь зашел на занятия
первой недели, ничего не зная о политике КПА, он, наверное,
подумал бы. что КПА - социалистическая организация. Необходимо пояснить, что политическая ориентация программы
ООП (марксистская/левая), не вполне
точно отражает политическую ориентацию всего
профсоюза, которая скорее социал-демократическая.
Разве не удивительно, что руководство КПА позволяет существовать программе с такой ориентацией? |
|
Нет, потому что руководство
КПА действительно хочет увеличить численность сознательных, хорошо
информированных рядовых активистов.
И какими бы ни были достоинства
и недостатки марксистской/левой терминологии лекций ООП, программе, несомненно, удается заронить в умы рабочих мысль о том, что можно оспорить "здравый смысл"
консервативной либеральной
ортодоксии и что рабочий класс
должен иметь свой собственный подход к пониманию общества. Как сказал мне один участник: "Я считаю,
что цель ООП - заставить нас подвергать сомнению
все, что мы
читаем е газетах и слышим
в средствах массовой информации, потому что раньше мы все
принимали на веру. Я считаю, что цель
программы - чтобы мы вернулись на свои предприятия и в
общество и стали более активными, заставляли
людей размышлять о том, что делает правительство или
правление школы, а не просто еерили их словам...
А также, чтобы они начали думать в рамках собственного
мировоззрения трудящихся. Мы
должны думать о наших проблемах с точки зрения интересов
трудящихся". |
|
Очень важно для такого
профсоюза, как КПА, что большинство
трудящихся возвращаются с занятий с такими мыслями. Ведь КПА не только настаивает на том, что интересы трудящихся и работодателей различны и в
конечном итоге противоречивы, но
и стремится, вопреки трудным
временам, защищать завоевания и даже идти вперед. |
|
Несмотря на то, что содержание
программы ООП может беспокоить
некоторых из лидеров профсоюза, они в целом признают важность ООП (и похожих инициатив) для развития кадров активистов, которые, как они надеются,
будут играть ключевую роль в
профсоюзной и политической
борьбе: у "организации уже организованных"
через образование есть чему научиться другим профсоюзам Канады и других стран. |