|
Библиотека СКТ: Бас Морель
Движение Католических Рабочих. |
|
|
|
Движение
Католических Рабочих началось с инициативы 36-летней Дороси
Дэй ( Doroth
Day), которая пускала в свою квартиру бездомных для
проживания. Она родилась 1897 г. в семье неверующего журналиста, сама Дороси стала верующей в ранние годы с 13 лет, позже
бросила религию и вошла в редакцию социалистической газеты "Masses" (Массы). В 1930 году она попала в больницу,
где работали католические религиозные сестры
милосердия. Их преданность к пациентам произвела глубокое впечатление на Дороси и в конце концов она
стала католичкой. |
|
Экономический
кризис 30-х годов в США со своей огромной безработицей и невозможностью
многих платить за квартиру или даже за ночлег побудил ее снять квартиру в
Нью-Йорке для бездомных. Ее работа велась в двух направлениях. С одной
стороны у нее была достаточно наивная идея, что если все граждане у которых
есть лишняя комната, отдадут ее бездомному человеку, то проблема бездомных будет
решена. С другой стороны, она с друзьями агитировала за социальную
справедливость посредством газеты "The Catholic Worker" (Католический
Рабочий). Название газеты она с друзьями выбрала с одной стороны в
конкуренцию с газетой "The Communist
Worker" (Коммунистический Рабочий), с другой стороны чтобы провоцировать иерархию Католической Церкви,
которая в ее глазах, заботилась мало о судьбе бедных и нищих. Вначале эпискупу Нью-Йорка хотелось запретить употребление
названия "Католический" без его на то разрешения, но в конце концов он не захотел скандала и оставил Дороси и ее друзей в покое. |
|
Как
следовало ожидать, идея приема бездомных в семейных квартирах не получила
широкого отклика у населения. Но некоторые группы и индивиды стали следовать
ее примеру и снимали квартиры для бездомных. |
|
В
настоящее время в США в движение входит больше 100 домов, они не все дома для
проживания бездомных и нищих, как и видится из примеров, которые я привожу
дальше. С недавних времен возникли похожие инициативы в других странах, в том
числе в Австралии, Англии, Нидерландах, Германии. |
|
Движение
никогда не стало организацией. Все дома остались самостоятельными. Нет ни
центрального комитета, ни даже центрального издания. Нью-Йоркская газета
говорит только за Нью-Йорк, дома на других местах имеют свои собственные
издания. С редким исключением дома являются зарегистрированные у государства
или у официальной церкви: возможно по причине этого в местных альманахах
католической церкви нельзя найти адреса домов Католических Рабочих. Не нужно
искать разрешение открыть свой приют. На самом деле, движение Католических Рабочих прежде всего - идея. Делайте с ней что хотите,
приспособите ее к Вашим идеям и местной обстановке, назовите Ваш дом как
хотите. Нет догме или монополии. |
|
По
вопросам теологии и морали Дороси Дэй строго следовала официальному учению Католической
церкви, но по социальным вопросам она следовала своей собственной совести.
Один раз она и ее люди поддержали забастовку могильщиков эпискупства
(епархии) Нью-Йорка. Сейчас в домах Католических Рабочих есть различные
отношения к учениям официальной церкви, как в западном католическом мире
вообще. |
|
Я
стал принимать участие в домах Католических Рабочих с 1998 года. В этом году
я провел по 2 месяца в каждом из домов Католических Рабочих городов Де Мойнс и Денвер в Штатах. В Де
Мойнсе рабочие, которых было около 10 человек, были
почти все католиками, в Денвере участвовали три бывших католика и одна
католичка ( религиозная сестра). |
|
В Де Мойнсе 5 дней в неделю дом
предлагал нуждающимся людям из района останавливаться и отдыхать с 12 до 17
часов и ужинать. В Денвере предлагали помещение для одной семьи, одной пары (не
обязательно муж и жена), двух одиноких женщин и двух одиноких мужчин. |
|
В Де Мойнсе практически каждую
неделю устраивались римско-католические мессы, куда приезжали друзья из
города и реже участвовали обычные клиенты дома. В Денвере устройство
религиозных церемоний (не обязательно католических или христианских) зависело
от инициативы самых рабочих или друзей извне. Как в Де
Мойнсе так и в Денвере мессы проходили в
неформальной обстановке. В Денвере бывало, что священник читал мессу в
джинсах и рубашке, что не значит, что он и присутствующие не показали
уважения. Лично я считаю, что такая обстановка должна быть ближе к атмосфере
"Последнего ужина Христа с апостолами" чем обычные литургии. |
|
В
2000 году я провел почти 5 недель с Католическими Рабочими в Сан-Франциско.
Голосом дома там была Барбара, еврейка и бывшая хиппи. В ядро группы входили
еще один еврей, два католика, несколько протестантов и несколько людей, кто
не показал свои религиозные или другие идейные направления. |
|
Ядро
из 15 человек дома Сан Франциско
с помощью добровольцев извне проводили 5 дней в неделю завтраки и обеды для
200 человек, которые входили без всякого контроля. |
|
Как
и другие два дома дом в Сан Франциско
работает на основе добровольных частных пожертвований. Исключение имеют дары
в виде лишних запасов крупных магазинов и пекарней. |
|
На
самом деле, в такой богатой Америке, где большой процент населения, даже
трудящиеся, живет за чертой бедности, бесплатные столовые можно считать целой
отраслью промышленности. В Сан Франциско есть около
20 бесплатных столовых, в Денвере так же, в Де Мойнсе я таких данных не видел. Похожие числа касаются
ночлегов и приютов. |
|
Рабочих
с откровенно анархистскими взглядами или ясными идеями об анархизме я вряд ли
встречал в домах, где я жил. Тем не менее, структура этих домов была ясно
анархистской и либертарной в смысле, что там не
было директоров, начальников и т.д., хотя определенные люди имели больше
влияния на дела чем остальные. |
|
Следует
повторить, что дома Католических Рабочих все самостоятельны. Я выбрал Де Мойнс, Денвер, и Сан Франциско, так как я считал, что там атмосфера будет
достаточно либеральной. Есть дома, где религия играет более большую роль и
даже такие, где от рабочих ожидают религиозный склад ума и их участие в
религиозных службах, молитвах и т. д. |
|
|
|
|