БИБЛИОТЕКА СКТ:          РАБОТА ПРОФСОЮЗА СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ


(Методическое пособие - Уральский профсоюзный центр)

 

Работа любого профсоюзного лидера трудна и, если говорить честно, не очень благодарна. Все вы пытаетесь работать на благо большого количества людей, сеять доброе, разумное, вечное. Вы постоянно в борьбе. Конечно, у вас немало сторонников, но ведь основная масса людей, как правило, пытается отсидеться в тени, убедиться, что у вас что-то получится, весомы ли будут победы и достижения, а уж потом примыкать к вам.

Именно поэтому в вашей работе не должно быть уныния, каждый свой шаг вы должны подать как очередную победу, как еще одно, пусть маленькое, но достижение. Важно, чтобы люди знали вас, понимали, что вы не бездействуете, а каждый день покоряете очередной рубеж.

Общественное мнение формируется постепенно - но именно оно ваш главный аргумент в разговоре с директором, судьей, прокурором и всевозможными властями.

 

Чем важна для нас работа со средствами массовой информации:

 

1.Возможность влиять на мнение людей, общественности.

Люди сегодня верят средствам массовой информации, если о вас говорят, пишут значит вы организация действительно действующая, значит у вас можно найти помощь, защиту. Люди будут верить вам, а значит у вас появится больше сторонников, больше членов.

2.Создание имиджа, авторитета организации.

3.Давление на силовые структуру, госчиновников, рычаг способный заставить их соблюдать закон, выполнять ваши требования.

(Забастовка о которой не знают - это возможность чиновнику не обращать на нее внимание, применять незаконные меры воздействия на работников, запугивать. А если весь город следит за ходом вашей забастовки, если о ней знают - вряд ли руководитель решится еще раз нарушить закон, стать посмешищем для всего города, для людей своего уровня).

Помните:

Хорошие отношения со средствами массовой информации - печатью, радио, телевидением - всегда будут одним из аспектов успешной работы вашей организации. Реклама, или пропаганда своей деятельности чрезвычайно важна, а средства массовой информации - самый значительный канал, по которому эта пропаганда осуществляется.

На каждого человека, который узнает о ваших планах напрямую, но работе и изданиям вашей организации приходятся тысячи людей, к которым можно обратится с помощью средств массовой информации. Именно так можно получить средства, привлечь новых членов, информировать общественность о проблемах, которые решает ваша организация, изменить отношение общества к этой проблеме, воздействовать на чиновников, государственную политику и законодательство.

 

С чего начать работу со средствами массовой информации?

 

Первое, что нужно сделать - составить точный список всех средств массовой информации, которые имеются в вашей местности.

Этот список должен содержать: точное название средства массовой информации, адрес места расположения, телефон, факс.

Не помешает, если вы выясните, как зовут главного редактора, кто занимается приемом информации, какие отделы существуют в той или иной газете, кто из журналистов занимается именно вашей тематикой.

Советуем для себя создать базу данных работающих в вашем регионе СМИ. Для этого на листе бумаги необходимо начертить таблицу, в которую внесите: наименование СМИ, адрес, телефон, факс, электронную почту, Ф.И.О. главного редактора и сотрудников редакции с кем Вам предстоит общаться.

 

Как и где можно узнать какие СМИ существуют?

 

Информацию можно получить в телефонном справочнике, по телефону 09 (если такой существует), в каждой газете указаны координаты, можно пойти в отдел регистрации (администрация города) и выяснить какие средства массовой информации зарегистрированы.

Всю остальную информацию можно выяснить позвонить по телефону в каждую газету, на радио, телевидение.

Второй ваш шаг - составьте небольшое информационное сообщение о вашей организации и разошлите по факсу или разнесите лично.

Не огорчайтесь, если после этого вашего шага не последует никакой реакции - ведь это ваше первое знакомство.

А дальше очень последовательно и упорно направляйте им ваши информационные сообщения о предстоящих и происходящих событиях.

 

Особое внимание обратите на несколько моментов:

 

1. В любом пресс-релизе, информационном сообщении в обязательном порядке должны быть указаны ваши контактные телефоны, имя, отчество, фамилия человека к которому можно обратится за уточнением информации.

2. Будьте оперативными. Ваша информация должна быть свежей, т.е. содержать сведения о том, что происходит или произошло сегодня. Ни одного журналиста не заинтересует информация даже трехдневной давности, какой бы интересной и общественно значимой она не была.

3. Будьте последовательны. Журналисты должны понять, что имеют дело с серьезными людьми. Если вы дали информацию о предстоящем событии, обязательно дайте информацию о результатах.

4. Будьте краткими. Сделайте так, чтобы ваше сообщение было как можно меньше, но содержало как можно больше информации.

5. Будьте точными, облегчите жизнь себе и журналистам. Например, если вы даете информацию о предстоящем судебном заседании - укажите не только, что дело будет рассматриваться завтра Ленинским судом, но не забудьте о времени рассмотрения дела, укажите не только название суда, но и обязательно его адрес, кабинет судьи, фамилию судьи. Если Вы проводите пресс-конференцию где-то в не очень известном месте, то может вам будет не трудно начертить небольшую схему как туда добраться.

6. Будьте любезными. Если на каком-либо вашем мероприятии присутствовал журналист, корреспондент обязательно выясните как его зовут, перезвоните ему и узнайте, когда он собирается дать Вашу информацию. Если информация прошедшая в эфире помогла вам в разрешении какой-либо проблемы, не будет лишним, если вы позвоните конкретному журналисту и поблагодарите его за помощь в развитии и строительстве профсоюзного движения.

7. Будьте оригинальны, учитывайте особенность газеты, радио, телевидения.

8. Помните, что любую информацию можно подать так, чтобы было ясно это ваша очередная победа, а не поражение.

По нашей практике мы можем вам сказать, что если вы будете следовать этим советам, то успех в работе со средствами массовой информации и успех в продвижении и достижении результатов в вашей работе обеспечен.

Может быть первый раз о вас напишут лишь потому, что в газете окажется пустое место, а под рукой найдется грамотная информация, которую можно оперативно пустить в эфир или поставить в помер.

Со временем все привыкнут, что вы есть, что у вас всегда есть свежая информация, о вас всегда есть что сказать и в конце-концов, что вы просто серьезные люди и делаете большое дело, о котором есть что писать и говорить.

 

И еще несколько советов:

Информация об организации

 

Если журналист пришел к Вам впервые, предоставьте ему информацию о вашей организации. Хорошо если у Вас есть буклет, но если нет - можно сделать информационный лист.

В нем должны быть:

Полное название организации, ее почтовый адрес, телефонный, факс, банковские реквизиты (возможно, что их опубликуют и кто-то захочет оказать вам финансовую поддержку, имена, фамилии и отчества руководителей организации и (если есть) человека, ответственного за связь с прессой, когда создана организация, какие цели она перед собой ставит, что уже сделано и что делается для достижения целей (программы, акции, направления работы), можно указать на какие средства существует организация.

Чтобы текст не производил впечатление пустой болтовни, приведите цифры. Только не нужно делать из информационного листа годовой отчет. Выберите самое главное. Постарайтесь изложить все в сжатой форме, так чтобы вся информация уместилась на одном листе формата А-4.

Информационные листы всегда удобно иметь под рукой - и для журналистов, и просто для тех людей, которые могут заинтересоваться деятельностью вашей организации. То, что вы сказали устно быстро забудется. В виде такого листа информация сохранится дольше и будет расходится по другим людям, другим средствам массовой информации.

 

Как составить пресс-релиз?

 

Пресс-релиз - одна из важнейших форм общения со средствами массовой информации. В нем как правило содержится информация об уже прошедших или запланированных мероприятиях.

Обязательное условие - привязка к какому-то событию, которое послужит информационным поводом для публикации. Это может быть акция, пресс-конференция, презентация.

Если вы хотите, чтобы о вашей организации писали, нужно подавать сообщение в удобной для журналиста форме. Чем меньше ему придется обрабатывать вашу информацию, тем лучше. При равных условиях (значимость самою события, время поступления информации и т.н.) в печать скорее всего попадет тот пресс-релиз, который требует от журналиста наименьшей обработки.

В правильно составленном пресс-релизе должны быть указаны: полное название организации, адрес и телефон, слово пресс-релиз, дата, название города, фамилия, имя (с отчеством или без него) и телефон сотрудника, с которым журналист может связаться для получения дополнительной информации, текст. Если вы анонсируете свое мероприятие, можно дописать фразу-приглашение (например, Приглашаем вас на наше мероприятие (акцию и т.д.), Будем рады видеть вас...). Само сообщение строится по законам информационных жанров журналистики.

Это значит, что текст должен начинаться с самого главного: когда, где, что. А дальше даются какие то подробности.

Писать лучше всего короткими предложениями, без сложных синтаксических конструкции, причастных и деепричастных оборотов. Особое внимание стоит обратить на правильное написание имен, фамилий, должностей, цифр, названий организаций. Опечатка в пресс-релизе - это неверная информация в газете, на радио, телевидении.

Чтобы текст был читаемым, его нужно разделить на абзацы, а сами абзацы отбивают друг от друга пустой строкой. Если предложения длинные, лучше каждое начинать с нового абзаца.

Запомните: недопустимо, чтобы пресс-релиз был похож на статью, со всеми атрибутами он должен занимать не больше одного листа формата А-4.

 

Если Вы готовите пресс-конференцию:

 

Что такое пресс-конференция, думаю знают все: приглашают журналистов, и представители организации отвечают на их вопросы.

Для того, чтобы собрать пресс-конференцию нужен повод. Не стоит наверно собирать пресс-конференцию перед каждым судебным заседанием.

Ведь это требует затраты энергии и средств. А вот если у вас есть какой-то материал, есть повод, есть что сказать (это может быть подведение итогов работы организации, завершение какого-либо дела, открытие нового, реакция организации на какое-либо событие) - это один из действенных методов общения со средствами массовой информации.

Журналистам рассылают пресс-релиз, где указывают, когда и где будет проходить пресс-конференция, по какому поводу ее собирают, кто там будет присутствовать. Для того, что заинтересовать журналистов нужно дать какую-нибудь интересную подробность. Но конечно не нужно пересказывать все, что будет происходить на пресс-конференции.

Неплохо будет если с утра, перед началом пресс-конференции кто-то из членов вашей организации перезвонит приглашенным средствам массовой информации и уточнит, что информация действительно до них дошла.

Выбирайте оптимальное время проведения пресс-конференции. Как правило, средства массовой информации работают с 10 часов, поэтому глупо было бы проводить пресс-конференцию в 9 часов утра. Подбирайте такое время, чтобы журналисты успели прийти на работу, успели прочитать вашу информацию и добраться до вас. Обратите внимание на день недели. Если вы будете проводить пресс-конференцию, например, в пятницу, а следующий выпуск газеты только во вторник, то ваша информация успеет устареть.

Если есть возможность при планировании времени проведения пресс-конференции уточнить какие еще значимые события (например, пресс-конференции других организаций, начальников) будут проходить в это время. Может быть тогда стоит перенести время, чтобы журналисты успели посетить ваше мероприятие.

Обычно пресс-конференция проходит по следующему плану: сначала выступают представители организации, затем журналисты задают вопросы.

Выступающие должны быть готовы к выступлению. Это не значит, что они будут читать по бумажке, но нужно по крайней мере представлять себе, о чем и что именно они будут говорить, заранее подготовить цифры, документы, которые могут понадобиться.

Перед выступающими лучше всего поставить таблички (это может быть просто сложенный лист бумаги), где крупно написаны фамилия, имя, отчество, должность и организация, которую этот человек представляет.

Это нужно для того, чтобы журналисты (особенное, если они опоздали и пропустили начало) не ломали себе голову, кто же сейчас выступает.

Важную роль в ведении пресс-конференции играет ведущий. В его обязанности входит: представить всех участников в начале пресс-конференции, называть выступающих и тему их докладов по мере выступлений: напоминать журналистам, чтобы они не забывали представляться, следить за регламентом, если время пресс-конференции ограничено, если вопросов будет много устанавливать порядок, в котором журналисты будут задавать вопросы (как в школе - кто первый поднял руку, тот первый задает вопрос), возможно придется ограничить число вопросов.

Естественно, что ведущий должен заранее иметь список участников с именами, фамилиями, темами выступлений (т.е. план проведения пресс-конференции). Обязательно подготовьте для журналистов дополнительную информацию.

Например, тезисы докладов выступающих, чтобы журналистам было проще работать с вашей информацией, копии официальных документов, на которых вы основываете свое выступление и т.д.

Число экземпляров рассчитывается исходя из числа приглашенных.

Проследите, чтобы все из журналистов получили вашу дополнительную информацию.

Обязательно узнайте представители каких средств массовой информации присутствовали на вашей пресс-конференции. Лучше всего это сделать так: посадить при входе вашего сотрудника, который будет записывать имена, фамилии, отчества, названия средств массовой информации и телефоны журналистов. Обязательно проследите, чтобы записывались не инициалы, а полностью имя, отчество. Это будет уже установленный контакт, а потом вам самим будет проще звонить и разговаривать с человеком по имени.

Если вы раздаете тезисы выступлений, какой-то аналитический материал, текст доклада, то лучше всего подписать кто ее подготовил. Это поможет вам избежать разногласий, если вдруг материал по проблеме будет опубликован, но без всякой ссылки на вашу организацию.

Среди материалов, которые вы готовите к пресс-конференции обязательно должен находится информационный листок о вашей организации, на случай если придут новые, незнакомые журналисты, которые захотят узнать, что вы из себя представляете.

На мой взгляд необходимо на пресс-конференцию приглашать ваших соратников, просто на случай того, что на ваше приглашение откликнется один или два средства массовой информации. Во-первых, тяжело говорить перед пустым залом, во-вторых, не очень будет хорошо смотреться, если какое-нибудь телевизионное агентство, побывавшее у вас, в процессе передачи информации будет показывать пустой зал.

На всякий случай приготовьте воду, кофе, печенье или бутерброды, как позволят финансы. Это позволит в случае заминки перед началом, каким-то образом занять журналистов на 10-15 минут.

Проследите, чтобы каждый из участников (это касается не только пресс-конференции, но и любых мероприятий) мог и знал, что ответить журналистам.

 

Если Вас просят дать интервью на радио или телевидении:

 

Если Вас просят дать интервью на радио или телевидении, Вам с самого начала желательно четко представлять себе:

О чем данная программа?

Какая информация есть у журналистов о Вашей организации и почему они хотят взять у Вас интервью?

О чем Вас, вероятнее всего, спросят и как долго дадут говорить?

Будет ли интервью транслироваться в прямом эфире или в записи?

Кто лучше всего в Вашей организации может дать интервью?

Старайтесь не перегружать интервью цифрами и фактами. Слушатели не могут запомнить их все и удержат в памяти только что-нибудь одно.

Давая интервью не ограничивайте себя рамками заданных вопросов.

Отвечайте на них, но в то же время дополняйте вопросы и приводите примеры в тех случаях, когда считаете их необходимыми или значимыми.

Если Вам задан вопрос о том, чего Вы не знаете - говорите о том, что знаете. Это создает впечатление, что Вы в целом разбираетесь в том, о чем говорите.

Очень отчетливо проводите ту мысль, которую Вы хотите донести до слушателей или зрителей.

Как следует подготовьтесь!

Хостинг от uCoz