Библиотека СКТ:   Николас Саул: ОРГАНИЗОВАТЬ ОРГАНИЗОВАННЫХ

(Школа трудовой демократии, Редактора- Г.Я. Ракитская, Д.Мандель. Перевод- Т.Савельева)

1.    Профсоюзное образование: вызов

2.       Канадский профсоюз автомобилестроителей

3. Оплачиваемый отпуск для профобучения : краткое описание и история возникновения

а) Структура ООП

б) История программы

4. Оплачиваемый отпуск с отрывом от производства: программа

 

а) Содержание курса

 

(б) Педагогика ООП

5. Оплачиваемый отпуск для обучения: результаты

а) Реакция трудящихся

б) Выпускники

Послесловие

 

 

Настоящая брошюра - слегка сокращенная ра­бота Николаса Саула "Организовать организован­ных ..." (1994 г.), в которой он описывает и анали­зирует уникальную в Северной Америке систему обучения рядовых профсоюзных активистов Ка­надского профсоюза автомобилестроителей. Как утверждает сам автор, "программа оплачиваемого отпуска для профобучения Канадского профсоюза автомобилестроителей - это модель профобразования, преимущества которой могут побудить проф­союзных лидеров и активистов других стран пере­осмыслить роль образования в собственных орга­низациях."

Рабочее движение, движение эксплуатируемых и угнетенных, если оно хочет двигаться по пути подлинной демократизации общества и освобож­дения трудящихся от эксплуатации (от "наемного рабства"), должно выработать собственное миро­воззрение, собственное понимание общества и ис­тории - в противовес фальшивой и лицемерной идеологии, проповедуемой классом эксплуататоров и оправдывающей существующий несправедливый строй.

Программа, о которой рассказывает Николас Саул, - один из удачных конкретных шагов на пути к собственной идеологии профсоюзного и рабочего движения.

Давид Мандель 1997

Усилившаяся в развитых капиталистических странах конкуренция и экономическая перестройка приводят не только к сокращению промышленного сектора, но и как следствие - к подрыву традиционной членской базы проф­союзного движения. Этот процесс деиндустриализации за­ставляет профсоюзных работников все больше задумы­ваться о вовлечении новых членов, "организации неорга­низованных". Это безусловно должно случиться, если большинство профсоюзов хочет сохранить свою финансо­вую базу и рычаги влияния на работодателей. Таким обра­зом, для многих людей ключевая задача профсоюзного движения - организовать профсоюзы в новых, быстро рас­ширяющихся секторах экономики, особенно в сфере услуг.

Однако в равной степени важно, чтобы профсоюзное движение консолидировало уже имеющуюся базу для пред­стоящей жестокой борьбы. Короче, надо организовать трудящихся, которые уже являются членами профсоюза. И это - не простая задача. Ведь в настоящее время админи­страция всячески старается подорвать ту идею, что у рабо­чих ценности и интересы отличны от целей работодателей. Начальство усиленно проповедует идеологию "парт­нерства". И поскольку трудящимся еще очень редко пред­лагается какая-либо альтернатива капиталистической идеологии, то можно понять, почему рабочий, получив профсоюзный билет, не обязательно станет приветствовать прогрессивные профсоюзные инициативы и бороться за социальные преобразования. Эта реалия объясняет, почему особо важно, чтобы профсоюзы серьезно занимались акти­визацией своих членов.

Канадский профсоюз работников автомобилестрое­ния, авиакосмической промышленности и сельскохозяйственного машиностроения (КПА) - один из тех, кто се­рьезно берется за развитие самосознания своих рядовых членов, поскольку он понимает, что прогрессивную страте­гию невозможно осуществить одним лишь желанием. Она должна опираться на сознание и активность "низов". КПА пытается это сделать, например, при помощи своей про­граммы "оплачиваемого отпуска для профобучения" (ООП). Это четырехнедельный курс с четкими политиче­скими и идеологическими целями, который стоит во главе стремления профсоюза "завоевать сердца и умы" своих членов и тем самым консолидировать и развивать проф­союз как часть широкого общественного движения для прогрессивного преобразования канадского общества. Из­учение развития, содержания и воздействия программы ООП показывает, что политически и социально ориенти­рованная программа образования, которая выходит за уз­кие рамки обучения чисто "техническим" навыкам, может играть ключевую роль в борьбе за "организацию органи­зованных", то есть за повышение активности и сплочен­ности рядовых членов профсоюза.

1. Профсоюзное образование: вызов

Борьба за преодоление экономизма и за создание бое­вого профсоюзного движения требует, чтобы профсоюзы не только стремились демократизировать свои структуры, но и активно проводили образовательную программу, ко­торая способна идеологически вооружить трудящихся про­тив капиталистической идеологии. Например, когда рабо­тодатели разглагольствуют о "конкурентоспособности", трудящиеся должны иметь собственную независимую тер­минологию, которая ставит людей и общество выше при­были и тем самым позволяет им выстоять перед идеологи­ческим напором буржуазии. Иначе говоря, демократиче­ская организация (активное участие низов в принятии ре­шений) в сочетании с программой образования, которая рас­сматривает проблемы трудящихся и их организаций в бо­лее широком социальном, политическом и экономическом контексте, - это те два краеугольных камня, на которых можно строить более прогрессивное и влиятельное проф­союзное движение.

В современной враждебной атмосфере экономической депрессии, закрытия заводов, сокращений и наступления на профсоюзы и их права необходим радикальный пере­смотр направления профобразования. Следовательно, очень важно убедить профсоюзы, что такое образование, которое было бы независимым, "политизированным" и ориентированным на рядовых членов профсоюза, не может более считаться роскошью. Наоборот, такое образование должно лежать в основе всех видов деятельности профсою­за (организационной, представительной, мобилизующей и пр.). Программа ООП КПА - это модель профобразования , преимущества которой могут побудить профсоюзных ак­тивистов других стран переосмыслить роль образования в собственных организациях. Именно поэтому я и решил на­писать этот очерк.

2. Канадский профсоюз автомобилестроителей

По всему миру идет наступление на права трудящихся и их организации. Состояние жесткой конкуренции, кото­рое сопровождает - интернационализацию производства, вынудило рабочих перейти к обороне, пока компании бе­гают по свету в поисках новых регионов с низкими нало­гами, слабыми профсоюзами, дешевой рабочей силой и не­строгим экологическим контролем загрязнения окружаю­щей среды. Эта гонка за наивысшей прибылью стала ката­лизатором процесса деиндустриализации на Западе и бы­строго промышленного роста в когда-то или все еще бед­ных и неразвитых странах - таких как Корея, Тайвань, Бразилия, Мексика. Ужесточившаяся конкуренция во всем мире в сочетании с возросшей мобильностью капитала уже предали забвению экономический бум послевоенных (так называемых "золотых") лет, когда рабочие западных стран с развитой экономикой могли рассчитывать на повышение зарплаты и улучшение условий труда в каждом очередном коллективном договоре. Сегодня многие профсоюзы ощу­щают, что все чаще приходится делать выбор между "уступками и закрытием предприятии, переводом произ­водства в другую страну. Неудивительно, что когда рабо­тодатели угрожают перевестн производство, трудящиеся становятся более уступчивыми. Нет никаких сомнений, что в современном экономическом контексте "конкуренто­способность" стала палкой в руках капитала для "воспитания" трудящихся.

Канаде не чужда идеология "конкурентоспособности" и сопутствующего расширения власти корпораций. В Ка­наде эффект мировой перестройки капиталистической си­стемы был подхвачен и усилен политикой монетаризма, осуществляемой консервативным правительством. Дого­вор о свободной торговле (1989 г.) между Канадой и США, а позднее и с Мексикой стал главным оружием на­ступления консервативных сил и корпораций на рабочее движение. "Свободная торговля" на самом деле означает большую свободу для корпораций делать в поисках прибыли то, что им хочется. После заключения договора канадские компании стали усиленными темпами переносить свои за­воды на юг, чтобы пользоваться более благоприятными условиями для накопления капитала. После того, как в первые два года действия Договора. В промышленности было потеряно свыше 400.000 рабочих мест, новости о за­крытии все новых заводов и увольнениях рабочих стали привычными. Массовая безработица, закрытие заводов и способность корпораций перемещать предприятия из стра­ны в страну оставляет трудящимся, которым посчастливи­лось удержаться на своих рабочих местах, мало возможно­стей для сопротивления безжалостному стремлению их ра­ботодателей сократить расходы на производство. Резко усилило давление на трудящихся Канады и США недавнее присоединение к северо-американскому Договору о сво­бодной торговле Мексики - страны, в которой существуют карманные профсоюзы, а оплата труда составляет 5 долла­ров в день.

Неуверенность и страх, порождаемые таким разви­тием событий, испытывают и 220.000 членов КПА. По­скольку большая часть членов КПА работает в условиях жесткой конкуренции, царящей в автомобильной промышленности для трех крупнейших транснациональных корпо­раций (Форд, Крайслер и Дженерал Моторс - "Большая Тройка"), КПА сталкивается с последствиями международ­ного давления капитала каждый раз, когда он садится за стол переговоров. Перестройка капиталистической си­стемы больно ударила по профсоюзу. Для членов КПА, работающих для Большой Тройки, сокращения, закрытие предприятий и интенсификация труда стали частью дей­ствительности. Падение потребительского спроса и конку­ренция со стороны импортных товаров заставляют даже рабочих с большим стажем беспокоиться о будущем. По­хожая ситуация и в отрасли, производящей детали для ав­томобильной промышленности, где тысячи людей уже по­пали под сокращение вследствие договора о свободной торговле и давления со стороны Большой Тройки в целях рационализации на предприятиях-поставщиках. А в авиа­космической промышленности в 1993 году каждый четвер­тый член КПА находился в административном отпуске. Фирмы этой отрасли борются за выживание в период спа­да и ослабления государственного регулирования авиали­ний во всем мире. КПА в ответ на это давление на его тра­диционную базу старается организовать трудящихся в но­вых отраслях. Благодаря слияниям и организационным кампаниям КПА стал не только более разнородным, но и подлинно национальным профсоюзом. Однако такое раз­витие не сделало КПА менее уязвимым, потому что идет ли речь о трудящихся рыбного производства в Атлантическом регионе, о текстильщиках в Онтарио или же о железнодо­рожниках Британской Колумбии, они, как и их товарищи в автомобильной и авиационной промышленности, уже слишком хорошо знают, что такое интенсификация труда, административные отпуска и сокращения.

Хотя положение, в котором оказались сегодня канад­ские профсоюзы, довольно мрачное, КПА все-таки удается переживать трудные времена гораздо лучше других. В сво­ем "Заявлении о политике, экономике и профсоюзе" КПА отмечает, что быть в обороне - не "значит спокойно стоять на месте или просто выжидать", а "сопротивляться, давать отпор и пытаться идти вперед". Наверное, никогда так ярко не проявлялся этот боевой дух, как в начале 1980-х, ког­да во время переговоров корпорации требовали уступок от канадских автомобилестроителей. В ситуации глубокого экономического спада и потери американскими автомо­бильными гигантами части своего рынка из-за японского и европейского импорта Большая Тройка требовала уступок от рабочих во имя конкурентоспособности. Цель их за­ключалась в том, чтобы привязать зарплату рабочих и их интересы к интересам компании, ставя уровень зарплаты трудящихся в зависимость от прибыльности предприятий.

Разногласия вокруг вопроса, как ответить на эту стра­тегию менеджмента, привели к расколу между канадской и американской секциями профсоюза (в то время был еди­ный профсоюз под американским руководством). Амери­канское руководство профсоюза приняло эту идеологию "партнерства" и считало, что уступки будут способство­вать сохранению рабочих мест. Канадская секция считала, что уступки неизбежно запустят процесс стремительного ухудшения положения трудящихся.

Эти разногласия стали очевидными во время перего­воров с Дженерал Моторс в 1984 году. Когда страсти утихли, американское руководство профсоюза согласилось на замену принципа гарантированного ежегодного повы­шения зарплаты разовыми премиями и участием в прибы­ли. Канадская же секция забастовала, чтобы сохранить этот принцип. После напряженной двенадцатидневной за­бастовки канадцы добились ежегодного гарантированного повышения зарплаты и улучшенной индексации зарплаты в зависимости от роста стоимости жизни. Канадцы дали отпор наступлению корпораций. Более того, канадская секция отделилась от общего с американцами профсоюза и создала свой собственный канадский профсоюз.

По мнению Сэма Гиндина, главного экономиста КПА, к середине 1980-х раскол стал неизбежен, потому что американское руководство профсоюза отступило от своей традиционной стратегии. К тому же уступки, которые сна­чала рассматривались как временные, потом рядили в одежды "победы" и "новых прорывов". Профсоюз стал вести себя чуть ли не как рекламный агент корпораций. КПА придерживается совершенно другого подхода к от­ношениям между трудом и капиталом.

Было много причин, благодаря которым канадская секция смогла отбить наступление корпораций и не пойти на уступки. Но одной из решающих причин было понима­ние канадским руководством того, что уступки вызвали бы недовольство у трудящихся, которые обвинили бы проф­союз в беззубости вместо того, чтобы направить свой гнев против истинных авторов уступок - корпораций. Соответ­ственно борьба против уступок во многом была борьбой за сохранение авторитета профсоюза как организации тру­дящихся, интересы которых отличаются от интересов ка­питала.

После раскола стремление поддерживать боевую роль оставалось в центре деятельности КПА. Это видно из его учебных материалов, в которых при любой возможности подчеркиваются противоречия между трудом и капиталом. Для КПА "центральная идея профсоюзного движения со­стоит в том, чтобы трудящиеся строили свои отношения с капиталом и правительством на независимой основе. У нас должна быть своя идеология, свои собственные цели и цен­ности, свое собственное мировоззрение". Такая идеология ставит нужды рабочих выше стремления менеджмента к "прибыли любой ценой". Более того, КПА убежден, что стремление усилить роль профсоюза как организации для осуществления независимой рабочей программы приносит конкретные плоды трудящимся.

Важно подчеркнуть, что проблема борьбы с четкой и боевой позиции рабочего класса не решается в пределах только предприятия. КПА в отличие от американского профсоюза автомобилестроителей построил свою деятель­ность на основе принципа "социального профсоюзного движения". В "Декларации принципов" КПА есть такие слова:

"Наша сила за столом коллективных переговоров осно­вывается на нашей внутренней организации и мобилизации. Но на нее также влияет окружающее общество: законы, политика, экономика и общественное мнение. Более того, наша мсизнь не ограничивается коллективными переговорами и предприятием. Поэтому мы должны задуматься над та­кими вопросами, как жилье, налоговая система, народное образование, медицинское обслуживание, международная экономика ".

Социальное профсоюзное движение имеет свои корни на предприятиях, но понимает важность выхода за преде­лы предприятия, участия в жизни общества и влияния на направления его развития. Этот категорический отказ от "экономизма" означает, что КПА играет ведущую роль в борьбе против разрушительной реакционной стратегии корпораций, которая включает такие элементы, как сво­бодная торговля, приватизация и ослабление государ­ственного регулирования экономической жизни Более то­го, сейчас КПА стоит во главе тех, кто критикует робость Новой демократической (социал-демократической) партии и пытается создать новые коалиции с группами, борю­щимися за социальные преобразования и справедливость за пределами стен парламента.

Нелегко сохранить, кто это делает КАП, сильный и сознательный "низовой" актив как опору при ведении пе­реговоров, а также такой подход к профсоюзной деятель­ности, который не только снимает барьеры между "экономикой" (проблемы, которые решаются на предприя­тии) и "политикой" (более широкие социальные пробле­мы), но и подчеркивает неразрывную связь между этими сферами. В конечном итоге решающими факторами успеха такой профсоюзной стратегии являются активность и со­знательность самих рядовых членов профсоюза. Даже са­мые прогрессивные речи и принципы останутся беззубыми, если их не поддерживают рядовые члены профсоюза. По­нимая это, а также то, что не все рабочие рождаются пол­ноценными борцами, инстинктивно готовыми бороться с "программой капитала", руководство КПА сделало про-фобразование ключевым компонентом своей борьбы за по­строение такой организации, которая могла бы не только противостоять, но и бросить вызов власти корпораций на предприятии и в обществе.

Что это означает на практике, мы узнаем, рассматри­вая программу КПА - ООП (оплачиваемый отпуск для профобразования) - четырехнедельный курс с проживани­ем. С течением времени он стал одной из основ стремления профсоюзов строиться как общественное движение и со­хранять традиции и культуру сопротивления в трудные

времена.

3. Оплачиваемый отпуск для профобучения(ООП): краткое описание и история возникновения

а) Структура ООП

Приверженность КПА профобразованию выражается целым рядом программ, которые он разработал для своих членов. Большинство этих курсов направлено на то, чтобы вооружить их, особенно руководство первичных организа­ций, необходимыми навыками, чтобы они лучше справля­лись со сложностью системы коллективных переговоров. Обучение профгруппоргов, арбитраж, введение новой тех­нологии и охрана труда - это только немногие из тех обра­зовательных курсов, которые предлагает отдел образова­ния активистам в своих школах по выходным дням. Эти более "технические" курсы финансируются самим профсо­юзом. Для них специально откладываются 3 процента членских взносов.

Необходимо с самого начала пояснить, что програм­ма ООП действует за пределами этих "технических" кур­сов. Она отличается своим содержанием и способом фи­нансирования. Обучение проходит в прекрасном Семейном Образовательном Центре в Порт Элгин, на берегу озера Гурон в провинции Онтарио. Будучи более политически и идеологически ориентированной, эта программа с прожи­ванием в образовательном центре занимается вопросами, выходящими далеко за рамки жизни трудящихся на пред­приятиях - вопросами политической, экономической и со­циальной жизни. Несмотря на то, что в программу ООП включено обучение основным навыкам ведения коллек­тивных переговоров и ораторскому искусству, ООП опре­деленно не является "техническим" курсом.

Более того, эта программа является льготой, которой КПА добился в переговорах с работодателями. Финанси­рование этой программы основано па отчислении работо­дателем нескольких центов за час работы каждого трудя­щегося. Так, на переговорах с Большой Тройкой (осенью 1993) профсоюз добился увеличения выплаты с двух центов до трех. Чтобы пройти курс, который разделен на четыре этапа продолжительностью в неделю каждый (с перерывом в две-три недели между каждым этапом, когда участник возвращается на работу), необходимо иметь пункт об ООП в коллективном договоре предприятия. В настоящее время свыше 94% членов КПА добились такой льготы. Курс про­ходит два раза в год (весной и осенью), и каждый раз обу­чается от 100 до 130 участников. С 1978 года, когда была создана программа, ее прошли около 4000 человек.

Полученные в результате переговоров деньги посту­пают в отдельный фонд ООП. Хотя эти деньги лежат на общем банковском счете, каждая первичная организация фактически имеет свой счет и может направить столько учащихся на курс ООП, сколько позволяет ее доля в общей сумме. Понятно, что при стоимости обучения приблизи­тельно 12700 канадских долларов за учащегося небольшим первичным организациям довольно сложно, а иногда и не­возможно воспользоваться этой льготой. Но эта проблема смягчается до некоторой степени тем, что директор про­граммы может использовать проценты от фонда ООП, чтобы субсидировать маленькие низовые организации. На курсах численно преобладают трудящиеся из более круп­ных первичных организаций.

Решение о том, кто поедет на занятия ООП, прини­маются на уровне первичной организации. Хотя "Инструкция по справедливому отбору учащихся" нацио­нального профсоюза рекомендует первичным организаци­ям снимать все препятствия (сознательные или системные), которые мешают женщинам и цветным рабочим попасть на курсы ООП, процесс отбора сам по себе находится пол­ностью в руках комитета по отбору первичной организа­ции. Нет необходимости говорить, что процедура отбора в каждой первичной организации проводится по-разному. С одной стороны, есть такие профсоюзы, которые использу­ют ООП в качестве поощрения активистов за хорошую ра­боту. В таких профсоюзах есть определенный конкурс сре­ди претендентов на место на курсах и разработана фор­мальная система отбора. Например, в первичной органи­зации № 199 (город Св. Катарина, провинция Онтарио) потенциальных участников не только просят кратко рас­сказать в анкете-заявлении, почему они хотят пройти это обучение и что они хотят получить от этого опыта, но и задаются вопросы об их профсоюзной, политической и общественной деятельности. Здесь ООП надо заслужить. С другой стороны, есть такие первичные организации, где далеко не все знают о существовании программы ООП. Тут право на участие в ООП иногда остается не использо­ванным. О причинах столь различного отношения к ООП мы расскажем ниже.

б) История программы

У профсоюзов в отличие от корпораций, с которыми они ведут переговоры, нет тугих кошельков. Поэтому каж­дый раз, когда предлагаются новые стратегии или про­граммы, ключевым моментом неизменно является то, как будут оплачиваться эти новые инициативы. Несомненно, одна из основных причин процветания программы ООП с момента ее появления в 1978 году заключается в том, что КПА добился финансирования ее работодателем. Вот как высказался об этом курсе один из его рабочих-преподавателей (в КПА они называются Ведущими дискус­сий в первичных организациях): "Сейчас ООП занимает пер­вое место среди других наших требований на переговорах, иначе мы никогда бы не смогли финансировать эту про­грамму. Стоимость обучения - свыше 12.000 долларов за одного рабочего, срок обучения - 1 месяц. Так что мы бы никогда не смогли финансировать этот курс за счет наших внутренних профсоюзных фондов". Именно высшее руко­водство профсоюза сделало этот вопрос приоритетным на переговорах. И сейчас мы обратимся к этой важной ис­тории.

Горд Уилсон, Директор образования канадской сек­ции профсоюза с 1972 года до его отделения от американ­цев в 1984-85 гг., заслуживает признания за то, что сумел мобилизовать поддержку внутри профсоюза требований финансировать программу работодателем. Поиски средств для профсоюзного образования подогревались участием Уилсона в трехнедельной поездке по Европе в октябре 1975 года с целью изучения системы профсоюзного образования различных европейских стран. "Съездив в такие страны, как Швеция и Германия, - заметил Уилсон, - увидев, что они смогли создать, и поняв, что самой большой пробле­мой профсоюзов Швеции было то, что они должны были найти для профобразования сумму, равную 14 миллионам долларов, я вернулся домой, и в голове у меня вертелся только один вопрос - как, черт возьми, мы раздобудем та­кие деньги? И в то же время я стал думать, какие потря­сающие вещи мы могли бы сделать, если бы нашли эти средства".

Через два месяца после возврашения из этой плодо­творной поездки Уилсон с помощью Боба Никерсона, дру­гого профсоюзного работника, пришел к мысли попытать­ся выторговать у менеджмента на переговорах 1 цент в час на одного работника для профобразования. Несмотря на то, что тактика принуждения работодателя к финансовому обеспечению профсоюзных инициатив была далеко не но­вой, борьбу за обеспечение поддержки такого подхода к осуществлению образовательных целей еще предстояло выиграть внутри самого профсоюза.

По мнению Уилсона, "прогрессивные работники профсоюза быстро подхватили идею ООП. Они поняли, как здорово это будет для профсоюза". Однако ключевым было то, что среди новообращенных был Деннис Мак-Дермотт, в то время Директор канадской секции профсою­за. МакДермотт не только поддерживал, но и еще пропа­гандировал ее. Впервые удалось добиться этой льготы на авиационном заводе Роквелл Интернашенал в городе Милтоне, провинция Онтарио, в марте 1977 года. Но хотя первоначально удалось подписать 20-25 соглашений, кото­рые закрепляли право на ООП, активность вокруг этой идеи быстро пошла на убыль. Ирония заключается в том, что сопротивление идее ООП исходило больше от самого профсоюза, чем от работодателей. Дело в том, что некото­рые штатные работники национального профсоюза и ли­деры первичных организаций чувствовали для себя угрозу со стороны ООП и соответственно не очень активно доби­вались этой льготы во время переговоров. Грубо говоря, они считали, что обучение активистов по такой программе создаст большую конкуренцию за их места, когда настанет время новых выборов или назначений. Уилсон объяснил, что проблема была решена следующим образом: "Мы по­шли к Деннису МакДермотгу и сказали: "Ты же сказал, чтобы это было приоритетом за столом переговоров". Ак­тивисты так и сделали, но некоторые наши работники не хотели трудиться и просто забыли об этом. А другие не хо­тели спорить с местными комитетами по переговорам. По­этому мы сказали Деннису, что ничего не получится, что все сорвалось и что ему самому надо вмешаться. Он отве­тил: "Предоставьте это дело мне". Вскоре после этого у нас было собранке штатных работников, и я его никогда не за­буду. МакДермотт говорил о важности ООП, что по-прежнему это требование является приоритетным, что ни­кто не может снять его с переговоров, не поговорив зара­нее с ним и не получив его согласия. Игра была закончена для тех ребят, которые сидели и протирали штаны на своих рабочих местах. После этого им пришлось серьезно занять­ся делом. И всегда было легче добиться удовлетворения этого требования от работодателя, чем получить согласие Денниса на снятие этого требования с переговоров. Таким образом дело сдвинулось с мертвой точки".

Интересно отметить, что в то время как большинство программ КПА появились в процессе переговоров с Боль­шой Тройкой, финансирования ООП удалось добиться сначала на маленьких предприятиях по производству дета­лей. Обучение по этой программе уже проводилось в Порт Элене, когда профсоюз выдвинул требование финансиро­вания ООП на переговорах с Большой Тройкой в 1979 го­ду. Боб Уайт, новый директор канадской секции профсою­за, возглавлял комитет по переговорам. Уайт рассказывал, что ответ главного представителя Дженерал Моторс проф­союзу на это требование был краток "Ни хрена". Хотя Уайт признает, что требование исходило больше от руко­водства профсоюза, чем от рядовых его членов ("наши члены просто бы прибили нас, если бы мы отказались от заключения договора только из-за этого требования"), его команда на переговорах решительно отстаивала эту льго­ту. Более того, Уайт проявил свою решимость провести в ее договор на условиях профсоюза, когда отклонил пред­ложение Дженерал Моторс удовлетворить требование о финансировании программы, но с условием, что админи­страция сможет участвовать в подборе слушателей и опре­делении содержания программы. Твердая и бескомпро­миссная позиция, которую занял профсоюз, в конечном итоге принесла свои плоды: Дженерал Моторс, по всей ви­димости, не хотела идти на конфронтацию с профсоюзом из-за этого вопроса и в последние предзабастовочные часы пошла на попятный и уступила И хотя профсоюз получил меньше ожидаемого одного цента за час работы одного рабочего, принцип был уже установлен в договорах и Большой Тройкой. Безусловно, тот факт, что руководство профсоюза сделало ООП своим приоритетом и ключевым требованием на переговорах, во многом объясняет, почему ООП так быстро стал всеобщей льготой по всей канадской секции профсоюза

Как уже отмечалось, деньги, предназначенные для ООП, идут на оплату четырехнедельных политизирован­ных курсов с проживанием в Семейном образовательном центре КПА. Важно выяснить, почему новый источник финансирования не использовался просто для увеличения количества "технических" курсов. Это во многом можно объяснить приверженностью профсоюза идее "социаль­ного профсоюзного движения", о чем мы говорили ранее. Ключевые игроки в борьбе за ООП, а именно Уилсон, МакДермотт и Уайт, были воспитаны в этой профсоюзной культуре и соответственно хорошо понимали ограничен­ность обучения, посвященного исключительно вопросам, связанным с заключением коллективных переговоров. В то время как руководство профсоюзом в США, по разным причинам отошедшее от этой профсоюзной культуры, не­дооценивало потенциал ООП для развития "социальной ориентации", канадские лидеры вполне осознали его зна­чение. Они поняли, насколько важно дать трудящимся возможность изучать весь круг факторов (политических, экономических и социальных), которые влияют на их жизнь на производстве и в обществе. Пригласив опытного профсоюзного работника Дана Бенедикта написать про­грамму ООП, канадские лидеры профсоюза подтвердили тем самым свое намерение создать курс шире, чем вопро­сы, которые решаются за столом переговоров с работода­телями.

По мере того как менялись политика, профсоюз и люди, ответственные за ООП, изменялся и сам курс обуче­ния. Первоначально он строился на "эмоциональном" при­зыве к трудящимся оспорить отношения власти в обществе и бороться за социальные реформы. Но постепенно крити­ка капиталистической системы стала более аналитической, а сам курс - более политизированным и идеологическим.

Я имел возможность непосредственно изучать про­грамму ООП. В оставшейся части очерка я опишу эту про­грамму (ее содержание, педагогические методы и реакцию трудящихся) так, как ее наблюдал на курсах ООП в сен­тябре-ноябре 1993 года

4. Оплачиваемый отпуск с отрывом от производства: программа

 

а) Содержание курса

Программа ООП является составной частью борьбы КПА за "сердца и умы" своих членов. Профсоюз прекрас­но понимает, что ни подпись членов на профсоюзном би­лете, ни рабочее происхождение не означают, что человек будет автоматически бороться за прогрессивные социаль­ные преобразования в обществе. Профсоюз понимает, что прогрессивную профсоюзную стратегию одним лишь же­ланием в жизнь не проведешь, ее необходимо "строить". Это является основным объяснением того, как ООП смог выдержать испытание временем.

Директор образования профсоюза замечает: "Я всегда надеюсь, что люди будут возвращаться на свои рабочие места, хорошо понимая свое место в профсоюзе, в об­ществе, какие преобразования нужны обществу и как профсоюз может быть проводником этих изменений". Эти слова указывают на одну из целей ООП - формирование широкой группы активистов, умеющих с уверенностью вы­ступать как внутри профсоюза, так и за его пределами про­тив "здравого смысла" капиталистической идеологии. КПА стремится к этой цели, предоставляя трудящимся возможность и средства для критического анализа их мира с точки зрения рабочего класса.

С самого начала профсоюз не скрывает от участников курса, что его учебные материалы не нейтральны. Дирек­тор программы предупредил слушателей, что левый уклон курса скорее всего создаст некоторое напряжение, что курс познакомит их с мнениями и взглядами, идущими вразрез с так называемым "здравым смыслом". Но это вовсе не сму­щает КПА, поскольку курс создан был как раз для того, чтобы заставить участников поставить под сомнение и пе­реосмыслить установленный порядок и те институты, ко­торые подкрепляют его. Но хотя профсоюз в своих учеб­ных материалах подчеркивает, что необходимо смотреть на общество с точки зрения рабочего класса, он не навязы­вает слушателям один-единственный подход. Скорее цель курса - показать участникам, что существует альтерна­тивная точка зрения всепроникающим принципам капита­листической идеологии, а это должно помогать им прини­мать более объективные и обоснованные решения. КПА рассчитывает при помощи курса обучения убедить участ­ников не только в том, что власть имущие пренебрегают их интересами, но и в том, что так будет продолжаться до тех пор, пока большинство трудящихся не станет на путь борьбы за преобразование общества.

На последнем собрании курса Директор программы отметил, что каждая из недель курса отличалась по содер­жанию от других. В течение первой недели слушатели изучали преимущественно историю - как она выглядит с точки зрения трудящихся. В течение второй недели обсуж­дались вопросы о социальной структуре общества, о клас­сах, о том, кто принадлежит к трудящимся. В течение тре­тьей недели - проблемы, с которыми сталкиваются трудя­щиеся. И, наконец, во время четвертой недели рассматри­вались возможные способы преодоления этих проблем.

Неделя 1

Занятия начались с критики системы народного обра­зования Канады, с воспоминаний участников о школьных годах. Обсуждение привело к выводу, зафиксированному в учебниках курса, что "ООП необходим, потому что школьная система, через которую мы все прошли, никогда и не предназначалась для того, чтобы служить интересам трудящихся". После того как значимость программы была подтверждена, участники приступили к изучению места труда и рабочего класса в истории современного общества.

Первая неделя практически полностью была посвяще­на истории. Однако, если большинство профсоюзных кур­сов сосредотачиваются только на истории рабочего дви­жения, ООП дает широкий взгляд на всю историю челове­чества, от уравнительного первобытного общества до ка­питалистического. Однако важность первой недели заклю­чается не столько в количестве исторического материала, сколько в том, как эта история преподается.

Еще до начала занятий по истории слушатели изучают "основные понятия социального анализа, необходимые для понимания истории человечества с точки зрения трудя­щихся". Хотя Маркс не упоминается в учебных текстах, из­учаемые понятия в целом составляют систему, которая по сути является марксистской. На протяжении всей недели количество понятий увеличивается по мере того, как слу­шатели переходят к изучению все более сложных обще­ственных формаций. Такие понятия, как "средства произ­водства", "полезность", "общественные отношения" помо­гают понять, как устроено первобытное общество. Затем следуют понятия "прибавочный продукт, "государство", "класс", необходимые для анализа рабовладельческой и феодальной систем производства Они дополняются поня­тиями "стоимость", "прибыль", ''прибавочная стои­мость", когда участники переходят к обсуждению капита­лизма.

На занятиях первой недели отводится время для из­учения песен рабочею движения и структуры комитетов КПА. Но упор делается на теоретических основах, которые нужны для изучения социальных преобразований и капи­талистической организации общества

Участники уехали домой в пятницу вечером, узнав среди прочего, что люди не рождаются агрессивными и конкурентами друг другу (охотники и собиратели), что прогрессивные изменения в обществе можно осуществить только через борьбу и что эксплуатация трудящихся рабо­тодателями (теория трудовой стоимости) - движущая сила капиталистической системы.

Неделя 2

В центре внимания этой недели - понятие "класс1'. Объясняется, что социальное положение людей и тем са­мым их классовая принадлежность определяются прежде всего их местом в системе общественных отношений (собственности, власти, политике), что эти факторы важ­нее, чем размер дохода и профессия Затем участники пе­решли к изучению классовой структуры Канады.

Представление о том, что такое "класс", помогает ра­бочим лучше ориентироваться не только в том, на какой стороне классовых баррикад находятся они сами, но и ка­кое место занимают другие (менеджеры, интеллигенция, бездомные и пр ). Рассматриваются различные учреждения общества и их классовая ориентация. При этом много времени уделялось идеологической тенденциозности средств массовой информации, стоящих на страже интере­сов капитала. Слушатели узнают, что всего несколько кор­пораций владеют почти всеми газетами, радио и телевизи­онными станциями Канады. Это позволяет лучше понять, почему средства массовой информации чаше всего проповедуют идеологию "свободного рынка", критикуют (или игнорируют) позицию групп, отвергающих тот тип об­щества, которая пропагандирует эта идеология.

Затем рассматривались вопросы пола и расы Соот­ношение между классом, расой и полом изучается при по­мощи обсуждения таких вопросов, как борьба коренных народов Канады за свои права, насилие против женщин. Во время дискуссий более широкие темы часто переплета­ются с более узкими, "техническими" - начиная с услуг, предоставляемых профсоюзом, и заканчивая структурой взносов и забастовочным фондом профсоюза.

Неделя 3

Занятия третьей недели строились на лозунге: "Нейтральное государство: такого не бывает!". При помо­щи исторического анализа тесных связей между государ­ством (правящими партиями, парламентом, госаппаратом и пр.) и буржуазным классом программа показывает, как государство неизменно служит интересам буржуазного класса, выполняет его распоряжения.

Критика буржуазного государства служит введением к занятиям, которые рассматривают последствия для тру­дящихся стратегической программы корпораций, осу­ществляемой при помощи правительства.

Когда дискуссии шли по таким вопросам, как прива­тизация, отмена государственного регулирования эконо­мической жизни, отношение правительства к бюджетному дефициту, сокращение социальных гарантий, свободная торговля и т.п., слушатели курса редко расходились во мнениях относительно того, что социальная дифференциа­ция и власть корпораций все больше возрастают, что идет мощное наступление на интересы трудящихся и безработ­ных.

Активисты КПА, недавно вернувшиеся из Мексики, рассказали о социальных, политических и экономических условиях этой страны и показали, что отрицательные тен­денции в Канаде будут усиливаться из-за подписания Ка­надой Договора о Свободной торговле.

Вывод, что трудящиеся Канады все больше зависят от большого бизнеса благодаря "свободной торговле", вовсе не новость для участников ООП. Многие из них уже столк­нулись с тем, что работодатели постоянно угрожают им "бегством капитала", т.е. переводом предприятий за грани­цу.

На третьей неделе обсуждалась важность выдвижения в коллективных переговорах требований об индексации зарплаты в соответствии с ростом инфляции. Проводилось занятие о структуре канадского профсоюзного движения.

Слушатели также узнали от представителя бразиль­ского профсоюзного движения (который был в гостях у профсоюза) о борьбе за справедливость в Центральной Америке, о долгой и тяжелой забастовке профсоюза золо­тодобытчиков северного города Канады Иеллоунайф от президента этого профсоюза.

Неделя 4

Четвертая неделя занятий посвящена в первую оче­редь взаимосвязи профсоюзов и политики.

Сейчас для КПА это очень актуальный вопрос, по­скольку Новая демократическая партия (НДП), так назы­ваемая партия трудящихся, не сумела воспользоваться своей неожиданной победой на выборах в провинции Он­тарио (сентябрь 1990) для борьбы против власти корпора­ций и для мобилизации прогрессивных сил на борьбу за преобразование общества. На деле правительство НДП не только взяло на вооружение риторику-демагогию нео­либерализма, но и проводит некоторые из программ, про­двигаемых корпорациями. Это предательство заставило КПА пересмотреть свои отношения с этой партией. КПА признает важность участия в парламентской борьбе и, сле­довательно, необходимость остаться в рядах НДП для то­го, чтобы реформировать ее в более левом направлении. В то же время КПА вырабатывает новую политическую стратегию, основанную на союзе с теми общественными движениями, которые добиваются прогрессивных перемен в обществе.

Все настойчивее и яснее становится необходимость понимать политику шире, чем как чисто парламентскую борьба, уделять больше времени, сил и ресурсов для созда­ния коалиций и не только с другими профсоюзами.

В курсовых материалах говорится, что парламентская политика может стать плодотворной при условии, что за ней стоит мощное и активное общественное движение: в противном случае профсоюзное движение постоянно будет оказываться в проигрыше, даже когда "побеждает" на вы­борах.

На занятиях последней недели обсуждаются вопросы половой и расовой дискриминации. Не все рядовые члены профсоюза разделяют твердую позицию руководства КПА, которое выступает против расовой и половой дискримина­ции, за законодательное закрепление инициатив в этой об­ласти Поэтому преподаватели стараются вооружить слу­шателей фактами и аргументами, которые они могут затем использовать в агитации на своих предприятиях.

Такой же подход - обеспечить рабочих информацией, которая поможет им противостоять предрассудкам, - ис­пользуется и во время обсуждения бытующих в обществе мифов, основанных на расизме и направленных против эмигрантов и беженцев. Рассматривается и политика госу­дарства по отношению к этим категориям населения.

Программа ООП завершается "съездом", о котором я расскажу ниже.

А теперь обратимся к тому, как учатся слушатели кур­са ООП.

(б) Педагогика ООП

Методы передачи знаний имеют огромное значение. С недавнего времени в кружках профобразования много внимания уделяется таким методам обучения, которые ставят в центр учебного процесса ученика.

На практике этот подход обычно означает, что со­держание курса обсуждается совместно учениками и учите­лями. В центре внимания стоят жизненный опыт ученика, его мысли и чувства. Слушатели, рассказывая о своем опыте и своих целях, перестают быть исключительно потреби­телями знаний, становятся одновременно их производите­лями. Это создает сильную мотивацию к учебе, интерес к ней.

И все-таки КПА не подменяет содержание обучения заботой о методе преподавания. Основная цель программы - помочь трудящимся понимать историю, социологию и политэкономию с точки зрения рабочего класса. Сама эта цель не подлежит обсуждению. Программа стремится по­казать трудящимся альтернативу идеологии "свободного рынка". И она это делает.

В начале каждой недели занятий участники получают расписание занятий на пять дней, а также специально под­готовленные курсовые материалы и статьи, которые слу­жат основой для дискуссий на занятиях. Позицию КПА по вопросу о содержании курса лучше всего выразил один выпускник (Ведущий дискуссий): "Я считаю, что есть такие области знаний, где можно полностью полагаться на опыт трудящихся: когда речь идет о жизни на предприятии, о тактике, нарушениях коддрговора, структуре профсоюза и комитетах. Но когда занимаешься такими темами, как ис­тория, расизм, класс и государство, без этих учебных мате­риалов просто не обойтись".

Несмотря на то, что темы заранее установлены и курс стремится передать определенные знания, было бы ошиб­кой полагать, что курс относится к ученикам ООП, как к пустым головам, которые надо просто наполнять инфор­мацией.

В специальном выпуске журнала профобразования "Наше время" Рик Уильяме пишет: "Люди, давно вступив­шие во взрослую жизнь и привыкшие сами управлять ею, не любят быть всего лишь потребителями знаний, пассив­ными слушателями. Они обычно сопротивляются автори­тету того преподавателя, который только рассказывает им, что есть и как должно быть, не спрашивая их мнения. От­ношение ко взрослым чисто как к потребителям знаний, произведенных кем-то другим, не вызывает у них интереса и не создает мотивации. В результате учеба мало дает результатов, какими бы терпимыми ни были слушатели к та­кому обращению".

КПА относится с пониманием к этой проблеме. По­этому, хотя план занятий не устанавливается слушателями, программа построена так, что у участников появляется много возможностей высказывать свои идеи и поделиться своим опытом. Во время первой недели, когда акцент де­лается на изучении истории и теории, есть опасность, о ко­торой предупреждает Уильяме. Однако ее удается все-таки избежать, потому что многие преподаватели - сами тру­дящиеся. Ведущие дискуссий сами являются профсоюзны­ми активистами, прощедшими дополнительное обучение. Это один из принципов ООП.

Акцент на передачу знаний от трудящегося к трудя­щимся, а не от профессионального преподавателя универ­ситета или лектора колледжа трудящимся - главная, на мой взгляд, причина, по которой курсу ООП удается донести до своих участников идею о необходимости трудящимся иметь свое собственное, независимое мировоззрение. Все без исключения слушатели курса ООП с гордостью говорят о том, что их учили их товарищи1 (часто произносятся такие слова, как "вдохновляющий", "товарищеский", "проницательный") - люди, которые знают из собственного опыта о том, что происходит на предприятии. Наиболее активные участники сами становятся Ведущими дискуссий. Это многое говорит о положительной роли методов про­граммы ООП.

В ходе обучения курсовые материалы (особенно пе­чатные материалы, статьи из журналов, видеоматериалы) все больше используются не только как метод передачи знаний, но и как начало обсуждения. Например, занятия часто начинаются совместным общим чтением статьи, цель которого - запустить дискуссию по данному вопросу. По­нятно, что успех во многом зависит от умения Ведущего дискуссии создать располагающую атмосферу, в которой участники чувствовали бы себя достаточно уверенно и уютно для участия в дискуссии, делились бы своим опытом и идеями. Я могу подтвердить, что большинство Ведущих дискуссий обладает таким талантом. Рассматривается ли общеобразовательная система, проблема беженцев или "свободной торговли", на занятиях всегда отводится время для дискуссий.

После первой недели занятий все больше и больше времени уделяется общим собраниям всех групп участни­ков. На эти собрания приглашаются профессора, руково­дящие профсоюзные рабогники, активисты общественных движений и т.п. ("эксперты"). После их выступлений участники могут задавать вопросы и обсуждать поднятые проблемы. План занятий составлен таким образом, чтобы эти дискуссии продолжались затем на занятиях, где участ­ники обычно чувствуют себя более раскованно и охотнее высказывают собственные мнения.

Моделирование структуры комитетов первичных профсоюзных организаций на занятиях ООП позволяет участникам внести свой вклад в курс. На первой неделе за­нятий проводятся "выборы" в комитеты по культуре, эко­логии, по правам человека, по международным делам, по изданию информационных бюллетеней, по отдыху, по борьбе против дискриминации женщин и по проблемам наркомании. Эти комитеты регулярно собираются на про­тяжении всего курса. В плане занятий отведено время для представления отчетов этих комитетов и для проведения форумов по их тематике. Один из наиболее успешных фо­румов был организован членами комитета по правам чело­века и женского комитета. Он был посвящен "пониманию проблемы СПИДа".

В конце курса проходит "съезд". Работу "съезда" ко­ординирует комитет по резолюциям.

Каждый комитет представляет на "съезд" свою резо­люцию для обсуждения и голосования. Высокий уровень дискуссий на "съезде", широкий спектр вопросов и глубина их понимания свидетельствуют об эффективности про­граммы, об удачном сочетании содержания обучения и педагогических методов.

5. Оплачиваемый отпуск для обучения: результаты

а) Реакция трудящихся

Наблюдая за участниками ООП с момента ознакоми­тельных занятий в один из выходных дней августа и до окончания курса в ноябре, я пришел к выводу, что в основном три категории людей (три разных группы) попа­дают на курсы. Вкратце расскажу о каждой из них.

Первая группа • это люди, которые уже были профсо­юзными активистами. Большинство из них занимали и еще занимают выборные должности или же участвуют в разных структурах своей первичной организации. Более того, мно­гие из них уже прошли другие профсоюзные курсы и ак­тивно участвуют в реализации политики КПА.

Курс ООП дает таким людям еще больше знаний для борьбы и, подтвердив для них правоту большей части того, что они уже знали об обществе, придает им больше уверен­ности в их профсоюзной и общественной деятельности. всегда знал, - говорит один из участников ООП, - что что-то не так в нашем обществе. Я всегда боролся, но я не видел полной картины. Теперь я понял, что наш труд оплачивает оклады начальников, создаст прибавочную стоимость. Все теперь стало на место у меня в голове. Раньше я не мог точно сформулировать причины моего недовольства, не мог ухватить точный смысл происходящего. Теперь все стало

понятно ".

В первую группу скорее всего можно отнести 15% участников ООП.

Вторая группа - самая многочисленная (по нашим оценкам, - около 80% участников).

Это люди, которым программа ООП "открывает гла­за" на происходящее. Она даже является для них шоки­рующим опытом, поскольку многим из них на занятиях приходится размышлять о вопросах, о которых они редко задумывались раньше. Например, о том, что средства мас­совой информации выражают интересы корпораций, о борьбе трудящихся далеких стран, о положении коренных народов Канады и др. Им предлагается другой взгляд на общество, который во многом противоречит тому, чему их научили раньше. Неудивительно, что многие чувствуют се­бя перенасыщенными новой информацией, особенно в са­мом начале. Они склонны подвергать ее сомнению, потому что она идет вразрез с уже укоренившимся у них образом мышления.

Для второй группы людей курс ООП является своего рода сложным и требующим больших усилий путешествием. Но именно на них курс оказывает наибольшее влияние.Именно здесь КПА выигрывает борьбу за "сердца и умы" своих членов. Как заметил один из участников, "когда я впервые пришел в профсоюз, я считал, что «эти профсоюзы слишком много хотят». Я всегда думал, что мы слишком многого хотим добиться, что мы не должны так много требовать. Теперь я уверен, что вернусь ла предприятие и, не горячась, но просто с большей уверенностью смогу гово­рить с начальством и сказать: «Послушайте, вы свою долю получаете,,. Все, что мы хотим, это чтобы к нам относи­лись с уважением. Мы хотим получить свою справедливую долю и чтобы вы осознали нашу значимость»".

Многие участники, как и он, меняют свои взгляды под влиянием курса. Неважно, могут ли они процитировать Маркса, со концепциями которого их познакомили на за­нятиях. Главное, что курс помог им обострить свое пони­мание того, что есть "мы" (трудящиеся) и "они" (работодатели). Именно эти люди вернутся на свои пред­приятия и не только внесут свой вклад в борьбу за лучшие и более прогрессивные колдоговора и государственную политику, но и будут выступать против сексизма2 и расиз­ма в своем коллективе - многие в первый раз за свою жизнь в профсоюзе.

А" третьей группе относятся не более 5% участников.

Эта маленькая группа присутствует на курсе ради за­бавы. К сожалению, эти люди не дают учебному процессу ни малейшего шанса пробиться к их умам. Как заметил один участник, "некоторые приехали потому, что получили бесплатный билет и возможность провести пять дней не на заводе".

Трудно себе представить, что могли бы сделать орга­низаторы для того, чтобы привлечь внимание этих участ­ников к содержанию курса.

Приведенные ниже мои наблюдения относятся к пер­вым двум группам.

Почти все без исключения опрошенные мной в не­формальной обстановке слушатели считали участие в про­грамме ООП привилегией. Все они считали образование чрезвычайно важным. Вот слова одного из них: "Мы имеем дело с очень умными людьми, которые управляют корпора­циями. Поэтому я считаю, что чем более образованными мы будем, тем лучше мы сумеем решать наши проблемы и про­тивостоять этим людям ".

По мере развития курса все большее число людей на­чинает понимать всю важность такого профсоюзного обу­чения, когда проблемы трудящихся рассматриваются в широком социальном, экономическом и политическом контексте. Сначала, правда, слушатели чувствуют себя не­много сбитыми с толку материалами курса и заявляют, что им бы хотелось уделить больше времени "техническим" (более конкретным) предметам. Но быстро начинают по­нимать, что чем больше они знают о более широких вопро­сах, тем лучше будут справляться с практическими пробле­мами. Один из опрошенных мною сказал: "Нет смысла до­биваться чего-то за столом переговоров с работодателем, когда правительство сможет потом это отнять у тебя законодательным путем. Ты ведь не ведешь эти переговоры в пустоте. Не понимая, что происходит вокруг в обществе, мы в конце концов проиграем и за столом переговоров. Наши противники будут всегда на два шага впереди нас".

Многие также говорили мне о связи между образова­нием и уверенностью в себе. Вот как выразился один из слушателей: "Я всегда считал, что знание дает уверенность, что без знаний нельзя правильно реагировать на проблемы. Чем шире твои знания по различным предметам профсоюз­ной жизни, тем лучше ты сможешь вносить прогрессивный элемент в разговоры со своими товарищами, которые непра­вильно понимают и искажают классовый характер нашего государства, факты по таким вопросам, как расизм, права женщин и т.д. Если ты получил образование и разбираешься в этих вопросах, то сумеешь развеять многие мифы, кото­рые ежедневно причиняют столько вреда нашему делу. И ты сумеешь с большей уверенностью справиться с этими про­блемами. Если раньше ты колебался, сказать или не гово­рить «вы не правы», то теперь ты уверен и можешь встать и по сути дела передать трудящимся много ценного ".

Эти слова иллюстрируют важный результат програм­мы ООП: постепенно преодолевая застенчивость и приобретая способность уверенно высказываться, участники курса учатся формулировать свои аргументы, исходя из прогрессивных позиций.

Это было очень заметно на "съезде". Мне казалось, что после выступления участников, например, по вопросу об отношениях рабочего движения с Новой демократи­ческой партией, о самоуправлении коренных народов или о регрессивной налоговой системе Канады, они себе гово­рили: "Вот это да! Не могу поверить, что я только что смог так выступить".

Курс ООП, несомненно, помогает многим трудя­щимся обрести голос представителя рабочего класса.

Идеологический характер учебного материала про­граммы ООП имеет своих критиков. Небольшая часть участников сочла курсовой материал слишком "левым". считаю, что маятник отклоняется немножко в одну сто­рону", - отметил один рабочий. "Это становится догмой, а не логикой".

Я полагаю, что подобная реакция вызвана скорее шо­ком от новой для слушателей точки зрения на общество (см. выше), чем от предвзятости учебного материала. Можно, конечно, поспорить относительно подчас смелых (марксистских/левых) формулировок некоторых из препо­давателей. Более того, некоторым из участников позиции преподавателей кажутся иной раз слишком уж категорич­ными. Так, один слушатель сказал; "Если мы приводим раз­личные доводы, то нам говорят: «Нет, это неправильно. На самом деле это обстоит так». Это слишком односторонне, но именно такое впечатление иногда создается".

Однако необходимо подчеркнуть, что преобладающее большинство людей, с которыми я говорил, отнеслись как к содержанию курса, так и к педагогическим методам го­раздо более положительно. Наиболее типичным высказы­ванием было следующее: "Никто нам ничего в глотку не за­пихивает. Ведущие нам предлагают свое мнение о том, как обстоят дела у рабочего класса в этой стране и за ее преде­лами. . Но и как и все остальное, мы должны все взвесить сами и прийти к своим собственным выводам".

Еще одним доказательством того, что программа ООП действительно стимулирует размышления участни­ков, - неизменный переход дискуссий из класса в столовую, в коридоры Центра семейного образования. Все участники считают, что "вне класса можно учиться столько же, сколько в классе". Содействует этому то, что программа ООП - курс с проживанием. Как отметил один слушатель, "учеба не заканчивается в классе. Она продолжается в спортивном зале, в номерах, в баре. Одним словом, общение необходимо для того, чтобы участники учились друг у дру­га".

Неформальная обстановка позволяет участникам де­литься опытом и стратегией профсоюзной работы на мес­тах, а также впервые применять новую терминологию и идеи. Такая форма закрепления учебного материала чрез­вычайно важна, поскольку многие из участников только начинают понимать, что значит быть "политизированным активистом". Понятно, что чем больше во время обучения будет коллективной поддержки для прогрессивных вы­ступлений по вопросам расы, пола, класса, тем лучше. Тот факт, что люди обсуждают эти вопросы, свидетельствует об успехе ООП.

Курс ООП придает новые силы старым активистам и развивает новых активистов. Те и другие возвращаются на предприятия с решимостью более активно участвовать в деятельности профсоюза или в общественной жизни за пределами предприятия.

Рассмотрим теперь, что происходит с участниками курса после возвращения на предприятия.

б) Выпускники

Необходимо признать, что количество членов КПА, имеющих возможность пройти обучение по программе ООП, очень мало по сравнению с их общей численностью. Ежегодно лишь 225-250 человек получают это образова­ние. У огромного большинства настоящих и будущих чле­нов профсоюза никогда не будет возможности участвовать в ООП.

В то же время необходимо отметить, что влияние вы­пускников программы в профсоюзе гораздо большее, чем их относительная численность. Выпускники действительно играют важную роль в прогрессивной постановке вопросов на профсоюзных собраниях на разных уровнях и в мобили­зации поддержки другими членами инициатив и политики профсоюза. Таким образом, программа ООП действитель­но играет роль катализатора. Однако, как мы увидим, пе­реход от занятий к реальной жизни на предприятиях не всегда гладкий.

На протяжении всех четырех недель обучения участ­ники не раз говорили мне, что считают своим долгом вер­нуться на свои предприятия и поделиться со своими това­рищами по работе знаниями, которые они приобрели. Каждый из выступавших на церемонии вручения дипломов отмечал, что их работа сделана только наполовину. Сле­дующим шагом должно быть применение полученных зна­ний на деле. И хотя будет нелегко убедить товарищей по работе присоединиться к борьбе за более справедливые условия труда на предприятиях и за более справедливое общество, большинство участников уехали, полные реши­мости принять этот вызов.

Однако решимость сама по себе недостаточна.

В разговорах с Ведущими дискуссий, с некоторыми выпускниками ООП и работниками первичных профсоюз­ных организаций я быстро понял, что энтузиазм выпуск­ников может быстро сойти на нет под перекрестным огнем разных соревнующихся фракций внутри профсоюза. Эта проблема возникает чаще в крупных первичных организа­циях, где существуют более или менее организованные фракции. А большинство слушателей - именно из крупных первичных организаций из-за особенностей финансирова­ния программы ООП. В таких организациях возможность выпускников использовать свои знания во многом зависит от действий руководства местного профсоюза

Прогрессивные руководители всегда готовы содей­ствовать тем, кто желает проявлять активность. В такой ситуации председатель профсоюза или комитета по обра­зованию задает выпускнику вопрос: "Чем ты хотел бы занимшпься?" Например, в местном отделении № 199 выпуск­ники получили письмо с поздравлением по случаю успеш­ного завершения курса, в котором было сказано: "Вопрос теперь в том, как использовать знания и концепции, кото­рые мы приобрели, на благо нашего профсоюза и общества?" Другими словами, не жалейте ваши новые знания и энтузи­азм. Используйте их!

Однако не все профкомы готовы найти применение недавно обученным активистам. По словам одного из Ве­дущих дискуссий, "многие руководители первичных органи­заций не приемлют ООП, потому что там обучают кучку «возмутителей спокойствия». Многие наши люди страдают от «синдрома власти», хотят все контролировать в своем профсоюзе. Это - отрицательное явление, по оно существу­ет. Поэтому, когда посылаешь молодого парня или молодую' девушку на курсы, а потом они возвращаются, полные энту­зиазма и уверенные в себе от полученных знаний, то такие лидеры воспринимают это как угрозу для себя. "

Понятно, что страх перед новыми энергичными и хо­рошо информированными активистами может быть потен­циальным источником проблем. Например, чтобы сохра­нить базу своей власти в профсоюзе руководство может посылать на курсы только "надежных" людей, которые не будут раскачивать лодку после своего возвращения с заня­тий. Или же консервативное руководство может просто не пропагандировать программу ООП среди рядовых членов профсоюза. Есть немало местных профсоюзов, руководи­тели которых весьма обеспокоены целью программы ООП - развивать активистов. Они стремятся всячески ослабить влияние программы.

Такие негативные тенденции нередко сочетаются с разочарованием и неудовлетворенностью выпускников, ес­ли они обнаруживают, что их товарищи по работе не всег­да воспринимают их идеи и объяснения. (Все-таки атмо­сфера заботливости в Семейном центре образования дале­ка от тяжелых будней предприятий.)

Здесь мы видим, как важно иметь структуры и связи на местах, которые поддерживали бы выпускников ООП и помогали бы им "найти свои голоса". Это особенно важно потому, что большая часть участников ООП - рядовые трудящиеся. И когда они возвращаются на свои рабочие места, не всегда существует готовая база для их деятель­ности, например, выборная профсоюзная должность, на которую они могли бы опереться.

Но даже в самых демократических и прогрессивных местных профсоюзах от руководства требуется много вре­мени, сил и воображения, чтобы поддержать активность и идеологическое развитие новоиспеченных активистов. До сих пор КАП, наверное, недостаточно серьезно занимался решением этой проблемы.

Интересно, что во время последней недели занятий один Ведущий дискуссий, который является председателем комитета по образованию своей первичной организации, выступил с инициативой поддержки новых выпускников ООП. Он предложил создать на предприятиях подкомите­ты образования, которые бы занимались исключительно выпускниками ООП и служили бы для них главным сред­ством активного вовлечения в жизнь профсоюза. Члены подкомитета собирались бы регулярно и разрабатывали бы программу мероприятий.

Все не только с волнением восприняли это предложе­ние, но и были непреклонными в своей решимости не по­зволить таким подкомитетам впутаться во внутреннюю политику профсоюза. Это выражало не стремление создать еще одну оппозиционную группировку в профсоюзе, а же­лание поддерживать активность людей в том, что может оказаться полезным для всех членов профсоюза. Мы наде­емся, что такое мышление будет присуще всему КПА. Ведь без этого профсоюз не сможет реализовать полный потен­циал программы ООП.

Послесловие

Если бы кто-нибудь зашел на занятия первой недели, ничего не зная о политике КПА, он, наверное, подумал бы. что КПА - социалистическая организация. Необходимо пояснить, что политическая ориентация программы ООП (марксистская/левая), не вполне точно отражает политическую ориентацию всего профсоюза, которая скорее со­циал-демократическая. Разве не удивительно, что руковод­ство КПА позволяет существовать программе с такой ори­ентацией?

Нет, потому что руководство КПА действительно хо­чет увеличить численность сознательных, хорошо инфор­мированных рядовых активистов. И какими бы ни были достоинства и недостатки марксистской/левой терминоло­гии лекций ООП, программе, несомненно, удается заро­нить в умы рабочих мысль о том, что можно оспорить "здравый смысл" консервативной либеральной ортодоксии и что рабочий класс должен иметь свой собственный под­ход к пониманию общества. Как сказал мне один участник: считаю, что цель ООП - заставить нас подвергать сом­нению все, что мы читаем е газетах и слышим в средствах массовой информации, потому что раньше мы все принимали на веру. Я считаю, что цель программы - чтобы мы верну­лись на свои предприятия и в общество и стали более ак­тивными, заставляли людей размышлять о том, что делает правительство или правление школы, а не просто еерили их словам... А также, чтобы они начали думать в рамках соб­ственного мировоззрения трудящихся. Мы должны думать о наших проблемах с точки зрения интересов трудящихся".

Очень важно для такого профсоюза, как КПА, что большинство трудящихся возвращаются с занятий с таки­ми мыслями. Ведь КПА не только настаивает на том, что интересы трудящихся и работодателей различны и в ко­нечном итоге противоречивы, но и стремится, вопреки трудным временам, защищать завоевания и даже идти впе­ред.

Несмотря на то, что содержание программы ООП может беспокоить некоторых из лидеров профсоюза, они в целом признают важность ООП (и похожих инициатив) для развития кадров активистов, которые, как они надеют­ся, будут играть ключевую роль в профсоюзной и полити­ческой борьбе: у "организации уже организованных" через образование есть чему научиться другим профсоюзам Ка­нады и других стран.

 

Хостинг от uCoz