информациЯ о наиболее важных нормативных актах, принятых в конце 2002 года Ц феврале 2003 года:


(Координатор Юридической программы   Центра Солидарности    Е.Герасимова)

 

  

 

I.О Федеральном законе от 8 февраля 2003 года № 25-ФЗ лО бюджете Фонда социального страхования РФ на 2003 год╗

 

Государство продолжает экономить  на своих социальных обязательствах

 

     В лРоссийской газете╗ от 12 февраля 2003 года № 27 (3141) опубликован Федеральный закон лО бюджете Фонда социального страхования РФ на 2003 год╗ (далее Ц Закон лО бюджете ФСС на 2003 год╗). Рассмотрим основные положения данного Федерального закона.

 

  1. Пособия по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам

Минимальный размер.

Статьей 14 Закона лО бюджете ФСС на 2003 год╗ предусмотрено, что минимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (в том числе в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием) и минимальный размер пособия по беременности и родам не может быть ниже минимального размера оплаты труда, а в районах и местностях, где в установленном порядке применяются районный коэффициенты к заработной плате  - МРОТ с учетом этих коэффициентов.

Максимальный размер

Он остался прежним - 11 700 рублей. Продлено действие статьи 15 Федерального закона лО бюджете Фонда социального страхования на 2002 год╗ (ст. 8 Закона лО бюджете ФСС на 2003 год╗).

 

  1. Санаторно-курортное лечение

Статья по санаторно-курортному лечению урезана. За фондом остаются обязательства финансировать в полном объеме путевки на так называемое лдолечивание╗ в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории РФ, непосредственно после стационарного лечения, в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством РФ (ст. 12 Закона лО бюджете ФСС на 2003 год╗). То есть речь идет о тех случаях, когда человек, перенесший инфаркт, инсульт или операцию аортокоронарного шунтирования, сразу из больницы направляется для реабилитации в профильный санаторий, а также санаторный курс, завершающий лечение после несчастного случая на производстве. Смогут лечиться за счет Фонда и чернобыльцы (ст. 4 Закона лО бюджете ФСС на 2003 год╗), эти расходы должен возместить федеральный бюджет.

Для всех других работников выделение льготных соцстраховских путевок больше не предусматривается Ц оплатить их полностью или частично сможет работодатель.

К оплате путевок на санаторно-курортное лечение тесно примыкает и оплата путевок детям. Детское лето планируется профинансировать в том же объеме, что и в прошлом году. Немного повышена сумма, которую Фонд заплатит за каждый день отдыха Ц не 350 рублей, как в прошлом голу, а 400 рублей (ст. 13 Закона лО бюджете ФСС на 2003 год╗).

 

  1. Выплаты по Федеральному закону лОб обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний╗ от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ (далее Ц Закон № 125-ФЗ).

 

Единовременная страховая выплата.

Действие пункта 1 статьи 11 Закона № 125-ФЗ в части определения размера единовременной страховой выплаты приостановлено на 2003 год. Вместо нее будет применяться статья 15 Федерального закона лО бюджете ФСС на 2003 год╗. Согласно этой статье сумма, из которой должны исчисляться единовременные страховые выплаты, определена не в кратном размере по отношению к МРОТ, а в абсолютном размере - 27 тысяч рублей. В случае смерти застрахованного единовременная страховая выплата будет максимальной Ц 27 000 рублей. Пока минимальный размер оплаты труда равняется 450 рублям, сумма, из которой будет исчисляться единовременная страховая выплата, фактически остается прежней (450 руб. х 60 раз = 27 000 руб.). Очевидно, что эта норма направлена в будущее, ее цель Ц предотвратить дальнейшее повышение единовременных страховых выплат в связи с ростом МРОТ. Постепенно автоматическая (в связи с ростом МРОТ) индексация страховых выплат, предусмотренная Законом № 125-ФЗ в его первоначальной редакции, упраздняется вовсе или заменяется на индексацию по инициативе Правительства РФ (см., например,  Федеральный закон от 26.11.02 № 152-ФЗ, которым был изменен порядок индексации ежемесячных страховых сумм).

 

Ежемесячная страховая выплата.

В 2003 году не будет производиться индексация ежемесячных страховых выплат, действие пункта 11 статьи 12 Закона № 125-ФЗ приостановлено (ст. 16 Закона лО бюджете ФСС на 2003 год╗). Также сохранено и ограничение максимального размера ежемесячной страховой выплаты Ц не более 30 000 рублей (на 2003 год продлено действие статьи 16 Федерального закона лО бюджете Фонда социального страхования на 2002 год╗).

 

Расходы на посторонний уход.

Еще в прошлом году суммы на посторонний уход были установлены в кратном отношении к МРОТ. На 2003 год они установлены в абсолютном размере: расходы на посторонний специальный медицинский уход в размере 900 рублей в месяц и расходы на посторонний бытовой уход за застрахованным в размере 225 рублей в месяц (ст. 17 Закона лО бюджете ФСС на 2003 год╗). Понятно, что автоматической индексации в связи с увеличением размера МРОТ не будет, возможны только внесение изменений в сам Закон лО бюджете ФСС на 2003 год╗, что маловероятно.

 

 

II. О Федеральном законе от 26 ноября 2002 г. №125-ФЗ лО внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, связанные с осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний╗

            29 ноября 2002 г. вступил в силу Федеральный закон от 26 ноября 2002 г. №125-ФЗ лО внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, связанные с осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний╗ (Российская Газета №227 от 29.11.02).

          Ранее суммы возмещения утраченного заработка (дохода) и иных платежей, присужденных в связи с повреждением здоровья  или смертью потерпевшего, увеличивались пропорционально повышению минимального размера оплаты труда на основании федерального закона. После вступления в силу названного закона суммы выплат в возмещение вреда здоровью (также как и суммы по договору пожизненного содержания и в других случаях) должны индексироваться с учетом уровня инфляции в порядке и случаях, которые предусмотрены законом (ст. ст. 318, 1091 ГК РФ).

Одновременно, п. 11 ст. 12 Федерального закона лОб обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний╗,   в его новой редакции, определено, что размер ежемесячной страховой выплаты индексируется с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда соцстраха РФ на соответствующий финансовый год. Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством РФ. Действие этого положения приостановлено на 2003 год (Федеральный закон от 08.02.03 №25-ФЗ).

Поэтому, в этом году увеличения ежемесячных страховых выплат в возмещение вреда, очевидно, не будет.

 Также на 2003 год приостановлено действие п.1 ст. 11 Федерального закона лОб обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний╗ в части определения размера единовременной страховой выплаты. В соответствии с этим положением этот размер зависит от степени утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из 60-ти кратного МРОТ, установленного действующим законом на день такой выплаты.

Другие изменения касаются минимальной суммы при определении заработка (дохода), утраченного в результате повреждения здоровья. Минимальный размер заработка (дохода) вместо 5-ти кратного МРОТ установлен на  уровне прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, устанавливаемого в соответствии с законом (п. 4 ст.1086 и п.п.2,3 ст. 1087 ГК РФ).

В связи с названными изменениями из Федерального закона от 19.06.00 №82-ФЗ исключено упоминание о выплатах в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей.

 

 

III. О Постановлении Правительства РФ лО продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности╗ от 14 февраля 2003 года № 101.

В лРоссийской газете╗ от 20 февраля 2003 года № 33 (3147) было опубликовано Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. № 101 лО продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности╗. Постановление утверждено в соответствии со ст. 350 ТК РФ.

Так как в постановлении специально не оговаривается дата вступления его в силу, то следует руководствоваться общими правилами. Эти общие правила определены Указом Президента РФ от 23 мая 1996 года № 763 лО порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти╗. Так, согласно пункту 6 названного Указа, лакты Правительства РФЕ  вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования╗. Таким образом, Постановление Правительства РФ вступило в силу с 28 февраля 2003 года.

 

В соответствии с Трудовым кодексом РФ всем медицинским работникам устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени  не более 39 часов (ч.  1 ст. 350 ТК РФ). В зависимости от занимаемой должности и (или) специальности, согласно указанному Постановлению Правительства, продолжительность рабочего времени может быть:

36 часов в неделю Ц по перечню согласно приложению № 1,

33 часа в неделю Ц по перечню согласно приложению №   2;

30 часов в неделю Ц по перечню согласно приложению № 3;

24 часа в неделю Ц для медицинских работников, непосредственно осуществляющих гамма-терапию и экспериментальное гамма-облучение гамма-препаратами в радиоманипуляционных кабинетах и лабораториях.

Как пользоваться указанными перечнями?

Чтобы определить, имеет ли конкретный медицинский работник право на сокращенную продолжительность рабочего времени и на какую именно, необходимо, определить категорию медицинского учреждения, в котором он работает и есть ли оно в перечнях; далее, определить наименование должности и характер выполняемой работы. Медицинский работник будет иметь право на сокращенную продолжительность рабочего времени, если в отношении него совпадают одновременно три условия:

-        категория медицинского учреждения,

-        название должности,

-        характер выполняемой работы.

Например, врач-эпидемиолог имеет право на сокращенную 36-часовую рабочую неделю, если он работает в организации государственной санитарно-эпидемиологической службы и его работа связана непосредственно с живыми культурами (зараженными животными).

 

В связи с принятием Постановления Правительства РФ № 101 в соответствии со ст. 350 ТК РФ Приказ Наркомздрава СССР от 12 декабря 1940 года № 584, который ранее  устанавливал рабочий день 6,5 и 5,5 часов для медицинских работников, фактически утратил силу.

 

Не так очевидно, однако, по нашему мнению, соотношение нового Постановления Првительства со Списком производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22.  Если провести сравнительный анализ раздела лXL. Здравоохранение╗ указанного Списка и Постановления Правительства РФ № 101, то можно выделить два основных момента:

1. В ряде случаев произошло улучшение положения медработников по сравнению со Списком 1974 года. Так, врачи Цруководители отделений, кабинетов в психиатрических (психоневрологических), нейрохирургических, наркологических и иных организаций по п. V  и VI Перечня № 1 теперь также имеют право на сокращенную рабочую неделю 36 часов. Другой пример. В настоящее время все врачи в стоматологических лечебно-профилактических организациях, учреждениях, отделениях, кабинетах имеют право на 33-часовую рабочую неделю согласно п. III. Перечня № 2. По Списку 1974 года право на сокращенное рабочее время предоставлялось только врачу-стоматологу-хирургу стационара. Имеются и другие изменения в пользу работников.

2. В Постановлении Правительства РФ указаны не все профессии медицинских работников, которые перечислены в Списке 1974 года. В связи с этим возникает вопрос, продолжает ли действовать Список в отношении тех медработников, чьи должности и профессии не указаны в новом Постановлении. Представляется, что ответ на него должен быть положительным. Список не отменен, он действует на ином чем Постановление Правительства РФ основании, на основании общей нормы ТК РФ Ц ст. 92, согласно которой нормальная продолжительность рабочего времени сокращается на 4 часа и более для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

 

Таким образом, вопрос о соотношении Списка 1974 года и Постановления Правительства РФ № 101 решается, на наш взгляд, следующим образом: если и в Постановлении Правительства РФ, и в Списке указаны одни и те же профессии и Постановление Правительства улучшает положение медицинских работников, то должно применяться это Постановление; в отношении же тех профессий, которые есть в Списке, но отсутствуют  в Постановлении, продолжает действовать Список.

Хостинг от uCoz