Информация о наиболее важных нормативных актах, принятых в конце 2002 - январе 2003 года


(обзор подготовлен кандидатом юридических наук Еленой Герасимовой - Центр Солидарности)

 

    Федеральный Закон Об объединениях работодателей от 27 ноября 2002 года №156-ФЗ

    Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 года №901 О порядке разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) в отрасли (подотрасли) экономики, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах

    Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. О федеральном бюджете на 2003 год

    Федеральный закон №190-ФЗ от 31 декабря 2002 года Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан

    Федеральный закон N 8-ФЗ от 10.01.03 О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам финансирования мероприятий по содействию занятости населения.

    Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 24.10.02. №73 Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях.

 

Федеральный Закон Об объединениях работодателей от 27 ноября 2002 года  №156-ФЗ

 

27 ноября 2002 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон Об объединениях работодателей (опубликован в Российской газете 30 ноября 2002 года, вступил в силу со дня опубликования).

Федеральный закон Об объединениях работодателей определяет правовое положение объединений работодателей, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации; закрепляет принципы деятельности объединений работодателей, права и обязанности объединений работодателей и их членов.

Принципы создания и деятельности объединений работодателей имеют ту же природу, что и принципы создания и деятельности профсоюзов.

Работодатели имеют право без предварительного разрешения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов на добровольной основе создавать объединения работодателей в целях представительства законных интересов и защиты прав своих членов в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Объединения работодателей создаются в форме некоммерческой организации, основанной на членстве работодателей (ст.З). Учредителями объединения работодателей могут быть не менее двух работодателей или двух объединений работодателей. Правоспособность объединения работодателей в качестве юридического лица возникает с момента государственной регистрации (ст. 10). Никаких особенностей порядка регистрации по сравнению с обычными юридическими лицами закон не устанавливает.

Объединения работодателей могут создаваться по территориальному, отраслевому, межотраслевому, территориально-отраслевому признакам (ст.4). Закон, в частности, устанавливает понятия общероссийского, общероссийского отраслевого, межрегионального, регионального, регионального отраслевого, территориального и территориального отраслевого объединений.

Работодатели - члены объединений работодателей обязаны соблюдать условия соглашений, заключенных объединением работодателей, выполнять обязательства, предусмотренные этими соглашениями.

Ст.9 Закона воспроизводит нормы ст.48 ТК РФ, в соответствии с которыми при прекращении членства в объединении работодателей работодатель обязан соблюдать соглашения, которые были заключены объединением работодателей в период его членства в указанном объединении; при вступлении в объединение работодателей, работодатель автоматически присоединяется к соглашениям, заключенным указанным объединением и несет ответственность за нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных указанными соглашениями.

Среди прав, которыми обладают объединения работодателей (ст. 13), необходимо выделить следующие:

отстаивать законные интересы и защищать права своих членов во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти и местного самоуправления;

выступать с инициативой проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений;

участвовать в формировании и деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, примирительных комиссиях, трудовом арбитраже по рассмотрению и разрешению коллективных трудовых споров;

проводить консультации (переговоры) с профессиональными союзами;

вносить в установленном порядке предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения и затрагивающих права и законные интересы работодателей; участвовать в их разработке;

получать от профессиональных союзов и их объединений информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров и др.

Перечень прав объединений работодателей не является исчерпывающим. Дополнительные права объединений могут быть установлены уставом объединения работодателей.

Объединения работодателей имеют равные с профессиональными союзами, органами государственной власти права на паритетное представительство в органах управления государственных внебюджетных фондов.

Обязанности объединений работодателей установлены статьей 14 Закона. Основными из них являются:

вести в порядке, установленном федеральными законами, коллективные переговоры, заключать

на согласованных условиях соглашения с профессиональными союзами и их объединениями;

выполнять заключенные соглашения в части, касающейся объединений работодателей;

предоставлять профессиональным союзам и их объединениям, органам исполнительной власти,

органам  местного   самоуправления  информацию,  необходимую  для  ведения  коллективных

переговоров;

осуществлять контроль за выполнением заключенных объединением работодателем соглашений

и др.

Перечень,    содержащийся    в   законе,    не   является    исчерпывающим.    Дополнительные обязанности могут быть предусмотрены уставом объединения.

Объединения работодателей несут ответственность за нарушение или невыполнение заключенных им соглашений в части, касающейся обязательств этого объединения. Объединения не несут ответственность по обязательствам своих членов, в том числе по их обязательствам, предусмотренным соглашениями, заключенными этим объединением работодателей (ст. ] 5).

Важными являются переходные положения, закрепленные в ст. 18 Закона. В течение трех лет с момента вступления в силу настоящего закона, объединения работодателей, созданные до принятия настоящего закона, обязаны привести свои учредительные документы в соответствие с настоящим законом. До приведения учредительных документов в соответствие, они действуют в части, не противоречащей настоящему закону. Объединения работодателей, учредительные документы которых не будут приведены в соответствие с настоящим законом, подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего их государственную регистрацию.

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 года №901

О порядке разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) в отрасли

(подотрасли) экономики, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях,

филиалах и представительствах

 

Статьей 412 ТК РФ предусмотрено, что перечни минимума необходимых работ (услуг) в организациях, филиалах, представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, в каждой отрасли (подотрасли) экономики разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, по согласованию с соответствующим общероссийским профессиональным союзом. Порядок разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) определяется Правительством РФ.

Во исполнение этой нормы Постановлением Правительства от 17 декабря 2002 года №901 утверждены Правила разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) в отрасли (подотрасли) экономики, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, как это предусмотрено ч.З ст.412 ТК РФ.

Соответствующим федеральным органам исполнительной власти поручено в 3-месячный срок с момента вступления в силу Постановления Правительства (т.е. до 24 марта 2003 года) разработать и утвердить перечни минимума необходимых работ.

Правила устанавливают следующий порядок разработки перечней.

Федеральные органы исполнительной власти разрабатывают перечень с участием всех общероссийских профессиональных союзов и объединений работодателей, действующих в этой отрасли (подотрасли) экономики. Следует иметь в виду, что в этой части Постановление Правительства противоречит ч.З ст.412 ТК РФ, которая не предусматривает необходимость разработки перечней с участием объединений работодателей.

Разработанный таким образом перечень направляется органом исполнительной власти на согласование в профсоюзы.

В течение 10 дней с момента получения проекта перечня профсоюзы (руководитель или уполномоченный заместитель) должны либо согласовать (завизировать) перечни, либо согласовать его с замечаниями (мотивированными возражениями) и направить в соответствующий орган исполнительной власти. Если в 10-дневнй срок профсоюзы не направили перечни в орган исполнительной власти, он считается согласованным.

В случае наличия у профсоюза разногласий руководитель орган исполнительной власти обеспечивает обсуждение перечня с профсоюзами для принятия взаимоприемлемого решения, для чего могут создаваться примирительные комиссии с участием посредника.

Перечень, согласованный с профсоюзами, утверждается федеральным органом исполнительной власти.

Изменения   в   утвержденный   перечень   вносятся   в   порядке,   предусмотренном   для   его

разработке и утверждения.

На основании этих перечней согласно ч.4 ст.412 ТК РФ органами исполнительной власти субъектов РФ на основании перечней минимума необходимых работ, разработанных и утвержденных соответствующими федеральными органами исполнительной власти, будут разрабатываться и утверждаться региональные перечни минимума необходимых работ (услуг), конкретизирующие содержание и определяющие порядок применения отраслевых перечней минимума необходимых работ (услуг) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Региональные перечни утверждаются и разрабатываются также по согласованию с соответствующими территориальными объединениями организаций профессиональных союзов (объединений профессиональных союзов).

На основе перечней минимума необходимых работ соглашением сторон коллективного трудового спора с органом местного самоуправления должен определяться и устанавливаться конкретный минимум необходимых работ в организации, филиале, представительстве в пятидневный срок с момента принятия решения об объявлении забастовки (ч.5 ст.412 ТК РФ).

 

Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2003 ГОД

 

Некоторые положения Федерального Закона О федеральном бюджете на 2003 год имеют непосредственное отношение к трудовым отношениям и могут быть полезны при защите прав и интересов работников.

1. В целях обеспечения поступления доходов в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации впредь до внесения в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 1997 года № 21-П По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского Кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации Об основах налоговой системы в Российской Федерации в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской Федерации изменений в пункт 2 статьи 855 Гражданского Кодекса Российской Федерации установить, что при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии с указанной статьей Гражданского Кодекса Российской Федерации в первую и во вторую очередь (ст.32).

2. Правительство Российской Федерации не вправе принимать в 2003 году решения, приводящие к увеличению численности федеральных государственных служащих и работников учреждений и организаций бюджетной сферы, военнослужащих и приравненных к ним лиц (ст.37).

3. ... установить на 2003 год расчетное соотношение между среднегодовой величиной минимального размера оплаты труда и среднегодовым прожиточным минимумом трудоспособного населения в размере 21,6 процента (ст. 89).

4. Исполнительные листы судебных органов по искам к Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, направляются в Министерство финансов Российской Федерации для исполнения им в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Установить, что исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации службой судебных приставов не производится (ст. 122).

 

Федеральный закон №190-ФЗ от 31 декабря 2002 года Об обеспечении пособиями по

обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у

индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и

некоторых других категорий граждан

 

31 декабря 2002 года Президентом России подписан Федеральный закон №190-ФЗ Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан (вступил в силу 1 января 2003 года). Федеральный закон распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения либо являющихся плательщиками единого налога на вмененный доход или единого сельхозналога, а также адвокатов, физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, родовых и семейных общин малочисленных народов Севера.

Прежде всего изменения касаются источников, за счет которых выплачивается пособие по временной нетрудоспособности (кроме несчастных случаев на производстве или профессионального заболевания) названным категориям работников. В части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц одного МРОТ, оно выплачивается за счет средств Фонда социального страхования России, поступающих от соответствующих налогов, в остальной части - за счет средств работодателя. Пособие по временной нетрудоспособности будет выплачиваться полностью за счет средств Фонда в том случае, если названные работодатели добровольно будут уплачивать страховые взносы в Фонд социального страхования (по тарифу в размере 3% налоговой базы в соответствии с главой 24 ПК РФ в порядке, определенном Правительством РФ). Правила исчисления, назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности работникам остались прежними (ст. ст. 2, 3).

Что касается других пособий, то они по-прежнему выплачиваются работникам из Фонда социального страхования РФ.

Адвокаты, индивидуальные предприниматели, физические лица не признанные таковыми, родовые и семейные общины малочисленных народов Севера могут добровольно уплачивать за себя страховые взносы в Фонд социального страхования (с уплатой взносов по тарифу в размере 3,5 % налоговой базы в соответствии с главой 24 НК РФ в порядке, определенном Правительством РФ) с целью получения пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ст.З). При этом право на получение пособий эти лица приобретают, если они уплачивали страховые взносы в Фонд социального страхования РФ в течение шести месяцев (ст.2).

В связи с введением названного порядка внесены изменения в Федеральный закон от 16.07.99 №165-ФЗ Об основах обязательного социального страхования (ст. ст. 3,6,9,11,12) и Налоговый кодекс РФ (ст. 346-16,21,32).

 

Новое в правовом регулировании занятости в Российской Федерации.

 

В Российской газете от 14 января 2003 года № 4 (3118) опубликован Федеральный закон от 10 января 2003 года № 13-ФЗ О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации О занятости населения в Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам финансирования мероприятий по содействию занятости населения. Этот закон вступает в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования.

С  момента принятия Закона РФ  О занятости населения  в  РФ  в него  неоднократно  вносились

изменения. Последние изменения весьма значительны.

Что же изменится в правовом регулировании занятости с момента вступления в силу Федерального

закона № 13-ФЗ от 10.01.03?

Все изменения можно разбить на две большие группы:

связанные   с   приведением  законодательства     о  занятости   в   соответствие  с Трудовым кодексом РФ и новым пенсионным законодательством;

и изменения по существу.

Приведение в соответствие с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами:

Из текста закона исключено слово (контракт), так как Трудовой кодекс РФ установил только одну

форму правового оформления трудовых отношений - трудовой договор (ч. 1 ст. 16 ТК РФ).

Слова    высвобождение,    высвобождаемые    заменены    соответственно    на    увольнение    и

увольняемые, так как ТК РФ не знает такого понятия как высвобождение: см, например ч. 5 ст. 73, ч. 4

ст. 180 ТК РФ, устанавливающие гарантии работникам в случаях массовых увольнений или угрозе

таковых.

Из  ч.   1   ст.   8   Закона  РФ   О  занятости   исключено   содержавшееся  там   определение  понятия

работодатель, поскольку оно содержится в Трудовом кодексе РФ (ч. 2 ст. 20).

Словосочетание   законодательство   Российской   Федерации   о   труде   заменено   на   трудовое

законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права (по ст. 5

ТК РФ).

Изменена редакция пункта 3-го статьи 21 Закона О занятости: исключен перечень обстоятельств,

могущих   повлечь   за   собой   массовое   увольнение   работников   (рационализация   производства,

совершенствование   организации   труда,   ликвидация,    перепрофилирование   организации   или   ее

структурных   подразделений,   полная   или   частичная   приостановка   производства   по   инициативе

работодателя). Обстоятельства, которые могут повлечь за собой массовое увольнение работников,

гарантии, предоставляемые в этом случае работникам, установлены Трудовым кодексом РФ (ст. 73, ст.

180). В связи с этим пункт 3 ст. 21 Закона О занятости сформулирован в следующей редакции:

массовое увольнение работников может осуществляться лишь при условии предварительного (не менее

чем за три месяца) уведомления в письменной форме выборного профсоюзного органа в порядке,

установленном трудовым законодательством.

В    тексте   Закона   О    занятости    содержатся    словосочетания    Профессиональная    подготовка,

переподготовка и повышение квалификации, что соответствует Раздел}' IX Трудового кодекса.

Что касается изменений, связанных с приведением законодательства о занятости в соответствии с новым

пенсионным законодательством, то они будут рассмотрены ниже, так как они одновременно носят и

существенный характер.

Изменения по существу.

Понятие занятости и занятых граждан.

Само   понятие   занятости   как   деятельности   граждан,   связанной   с   удовлетворением   личных   и

общественных    потребностей,    не    противоречащей    законодательству    Российской    Федерации   и

приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (ст. 1 Закона О занятости) не изменилось.

Однако к занятым гражданам теперь помимо граждан, проходящих военную службу, службу в органах

внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, относятся и граждане,

проходящие альтернативную гражданскую службу (абз. 7 ст. 2 Закона О занятости в новой редакции).

Такое дополнение вызвано с тем, что в соответствии с Федеральным законом Об альтернативной

гражданской службе от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ альтернативная гражданская служба - это особый

вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен

военной службы по призыву (п. 1 ст. 1 указанного Федерального закона).

Далее,      категория      занимающиеся      предпринимательской      деятельностью       изменена      на

зарегистрированные    в    качестве     индивидуальных    предпринимателей.     Такая     формулировка

соответствует гражданскому законодательству.

Порядок и условия признания гражданина безработным.

Изменения внесены в ч. 3  ст. 3 Закона О занятости, которая устанавливает категории граждан.

которые не могут быть признаны безработными.

1) Ранее безработными не могли быть признаны граждане, которым в соответствии с пенсионным

законодательством РФ назначена пенсия по старости или за выслугу лет (абз. 3 п. 3 ст. 3 Закона О

занятости). Так как с 1-го января 2002 года действуют новые Федеральные законы О трудовых пенсиях в РФ от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, О государственном пенсионном обеспечении в РФ от 15 декабря 2001 г. в этот абзац внесены изменения, в соответствии с которыми не может быть признан безработным гражданин, если ему назначена:

трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия,  предусмотренная п.  2 ст.  32 Закона о занятости (т.е.  по предложению органа занятости),

либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению.

2) Категория впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) теперь звучит как впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности).

3) Также не могут быть признаны безработными граждане, перечисленные в ст. 2 Закона, то есть те, кто по закону является занятым.

Право граждан на консультацию, профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, получение информации в органах службы занятости (ст. 9 Закона О занятости).

Изменения,   внесенные   в   ст.   9   Закона,   немного  расширили   перечень   прав   граждан   в   области консультирования органами занятости. В настоящее время все граждане имеют право на:

бесплатную консультацию,

бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии). Новым является право на получение услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией. Безработные граждане помимо этих прав, также имеют право на:

бесплатное получение услуг по психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости (аналогичные права безработных предусмотрены теперь и абзацем вторым п. 2 ст. 12 Закона).

Занятость несовершеннолетних.

Среди дополнительных гарантий занятости для отдельных категорий населения появилась новая: государство обязуется организовывать временное трудоустройство несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время (п. 1 ст. 13 Закона О занятости).

Организация общественных работ.

В правовом регулировании общественных работ произошли следующие изменения:

1)         Из понятия общественные работы исключен такой признак как общедоступность.

2) Право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, безработные граждане. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев.

3) Условия участия в общественных работах (согласие гражданина, состояние его здоровья и др.) и оформление такого участия остались прежними.

Финансирование мероприятий по содействию занятости населения (ст. 22 Закона). Законом определено, что:

1)         Основной источник финансирования этих мероприятий - средства федерального бюджета.

2) По решению органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления - возможно финансирование отдельных мероприятий из бюджетов субъектов и местных бюджетов.

3) Возможно получение дополнительных средств из внебюджетных источников.

Обязанности работодателя по содействию занятости.

Изменения внесены в пункт 2 статьи 25: более конкретно сформулированы обязанности работодателя по информированию органов занятости. Так, при принятии решения о ликвидации организации, сокращения численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых

договоров с работниками работодатель обязан в письменной форме сообщить о об этом в орган службы занятости не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий и указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников, - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

Вполне обоснованно исключено право работодателей, трудоустраивающих на работу сверх установленной минимальной численности выпускников профессиональных, общеобразовательных учреждений, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, на налоговые льготы, установленные налоговым законодательством, поскольку действующее налоговое законодательство таких льгот не содержит.

Наиболее существенные изменения внесены в главу VI Социальные гарантии и компенсации, эта глава почти вся изменена. Рассмотрим изменения, касающиеся:

-    выплаты  стипендий  в  период  профессиональной  подготовки,  переподготовки     повышении квалификации по направлению органов службы занятости;

-    пособий по безработице;

-    предоставления безработным материальной помощи.

Стипендии, выплачиваемые гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости

Как и прежде указанные стипендии могут выплачиваться либо:

в размере 75 процентов от среднего заработка, с учетом соответствующих ограничений по прожиточному минимуму,

либо в размере стипендии, установленной государством для образовательных учреждений соответствующего профиля, с учетом соответствующих условий,

либо в размере 100 процентов среднего заработка, с учетом соответствующих ограничений по прожиточному минимуму.

1.         Стипендия, исчисленная в процентах к среднему заработку.

Изменения коснулись категории граждан, которые могут рассчитывать на стипендию в размере 75 процентов их среднего заработка. Если ранее Закон не предусматривал каких-либо ограничений по основаниям увольнения, то сейчас они предусмотрены. Так на повышенную стипендию, исчисленную в процентах к среднему заработку, теперь могут рассчитывать граждане, при одновременном наличии двух условий:

1.   если они уволены по перечисленным ниже основаниям;

2.   если они были уволены в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, и имели в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей). К таким основаниям увольнения относятся:

а) увольнение из организаций по собственному желанию, но не в любом случае а в связи:

с переездом на новое место жительства в другую местность;

в связи с болезнью, препятствующей продолжению работы или проживанию в данной местности;

в связи с необходимостью ухода за инвалидами I группы или больными членами семьи;

в связи с нарушением работодателем коллективного или трудового договора;

в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений ( военные действия, катастрофы, стихийные бедствия, эпидемии и другие чрезвычайные обстоятельства);

в случае увольнения женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет).

Причем Закон требует, чтобы указанные причины увольнения по собственному желанию подтверждались записями в трудовой книжке. Трудовой кодекс такого требования не содержит. Однако оно имеется в Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях (ч. 3 п. 2.25).

б) увольнение по другим основаниям, за исключением случаев, указанных в абзаце третьем пункта 1 ст. 29 Закона.

Средний заработок исчисляется за последние три месяца по последнему месту работы. Сохранено правило об учете районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы при расчете среднего заработка гражданам, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях (п. 2 ст. 29 Закона). Стипендия не может быть выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке, и ниже 30 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке. При этом минимальный размер стипендии не должен быть ниже 100 рублей.

2. Стипендия в размере стипендии, установленной государством для образовательных учреждений соответствующего профиля, назначается гражданам:

впервые ищущим работу (ранее не работавшим);

стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;

уволенным из организаций по собственному желанию (за исключением уволенных по собственному желанию по уважительным причинам, которые перечислены выше);

уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

а также уволенным по любым основаниям в течение  12 месяцев, предшествовавших началу обучения, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель. Стипендия не может быть ниже пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан.

3. По-иному решен вопрос о выплате стипендии в повышенном размере гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными: Закон О занятости сейчас не устанавливает конкретные размеры повышений, а содержит отсылочную норму к законодательству РФ о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении Маяк и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча (п. 3 ст. 29 Закона О занятости в новой редакции).

4. Порядок выплаты стипендии.

Норма о выплате гражданам стипендии с первого дня их обучения дополнена новым положением. Так, гражданам, уволенным из организаций в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, признанным в установленном порядке безработными и направленным органами службы занятости на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия), стипендия начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода (ч. 2 п. 4 ст. 29 Закона).

Впервые решен вопрос о том, что происходит со стипендией в случае смерти безработного гражданина. Выплата стипендии прекращается. Однако недополученная сумма стипендии, причитающаяся гражданину должна быть выплачена в соответствии с гражданским законодательством (п. 8 ст. 29 Закона).

Пособие по безработице.

I. Порядок определения размеров пособия по безработице.

Как и ранее пособие по безработице может устанавливаться либо:

в  процентном   отношении   к  среднему  заработку  (с  учетом  соответствующих  условий  и ограничений, о которых речь пойдет ниже),

либо в процентном отношении к величине прожиточного минимума, исчисленного в субъекте

РФ в установленном порядке (ст. 30 Закона).

1. На пособие по безработице, исчисленное в процентном отношении к среднему заработку имеют право

следующие категории граждан (п. 1 ст. 30 Закона):

уволенные из организаций по любым основаниям, за исключением тех   граждан, речь о которых пойдет ниже (они перечислены в п. 2 ст. 30 Закона О занятости в новой редакции). Для этих граждан необходимо соблюсти условие о наличии в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, оплачиваемой работы не менее 26 календарных    недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей). Порядок исчисления среднего заработка такой:  берется заработок за последние три месяца по последнему месту  работы.   Сохранено  правило  об  учете  районного   коэффициента  и  процентной

надбавки к заработной плате за стаж работы при расчете среднего заработка гражданам, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях (п. 3 ст. 30 Закона в новой редакции).

2. Расширен перечень граждан, которым пособие по безработице устанавливается в процентном отношении к прожиточному минимуму, исчисленному в субъекте РФ в установленном порядке. К ним относятся граждане:

впервые ищущие работу (ранее не работавшие);

стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;

уволенные из организаций по собственному желанию (за исключением уволенных по собственному желанию по уважительным причинам, речь о которых шла выше; уволившиеся по собственному желанию при наличии указанных уважительных причин будут получать пособие по безработице, установленное в процентном отношении к их среднему заработку);

уволенные за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

уволенные по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель;

направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия,

и во всех иных случаях.

3. По-иному решен вопрос о выплате дополнительного пособия гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными: Закон О занятости отказался от установления конкретных размеров этого пособия. В нем содержится лишь отсылочная норма к законодательству РФ о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении Маяк и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча (п. 4 ст. 30 Закона О занятости в новой редакции).

II.       Условия и срокн выплаты пособия по безработице.

В связи с расширением перечня граждан, которым пособие по безработице выплачивается в процентном

отношении к величине прожиточного минимума изменены нормы о периодах выплаты пособия по

безработице.

Для этих категорий граждан каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать

шесть месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев. При этом общий период

выплаты пособия по безработице для этих категорий граждан не может превышать  12 месяцев в

суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев (ч. 2 п. 4 ст. 31 Закона О занятости в новой

редакции).

Безработные граждане,  не трудоустроенные по истечении  первого периода выплаты пособия по

безработице,   имеют   право   на   повторное   получение   пособия   по   безработице,   если   иное   не

предусмотрено Законом о Занятости.

Общий период выплаты пособия по безработице гражданину не может превышать 24 календарных

месяца в течение 36 календарных месяцев (п. 5 ст. 31 Закона в новой редакции).

Вместо выплаты пособия не реже двух раз в месяц, пособие будет выплачиваться ежемесячно при

условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости

сроки, но не более двух раз в месяц (п. 6 ст. 31 Закона в новой редакции).

III.     Условия продления сроков выплаты пособия по безработице и досрочного выхода на

пенсию (ст. 32 Закона).

Ш.А. Продление сроков выплаты пособия по безработице по сравнению с общими правилами,

установленными ст. 31 Закона и изложенными выше.

Гражданам,  не достигшим  возраста 60 лет и  55  лет для женщин и  имеющим страховой стаж

продолжительностью  не  менее 25 лет и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также

необходимый стаж на соответствующих видах работ1, дающий им право на досрочное назначение

трудовой пенсии по старости, предусмотренной статьями 27 и 28 Федерального закона О трудовых

пенсиях в РФ, продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх

установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий страховой

стаж указанной продолжительности. При этом в страховой стаж включаются периоды работы и иной

1 Стаж на соответствующих видах работ пришел на смену специальному стажу.

деятельности   и   засчитываются   иные   периоды,   установленные   в   статьях   10   и   11   указанного

Федерального закона (ч. 1 п. 1 ст. 32 Закона О занятости в новой редакции).

Однако при всех условиях общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24

календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев (ч. 2 п. 2 ст. 32 Закона

в новой редакции).

Ш.Б. Пенсия по предложению органов службы занятости

Пенсия по предложению органов службы занятости может быть назначена при наличии следующих

условий:

отсутствие возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа вышеперечисленных лиц (п. 1 ст. 32 Закона), уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации,

согласие гражданина.

Принципиально новое положение Закона заключается в том, что такая пенсия может назначаться на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости.

Такая пенсия может назначаться, как и прежде, не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.

Размер этой пенсии определяется по нормам базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости, установленным Федеральным законом О трудовых пенсиях в РФ. При этом пункты 6, 7, 9, 10 и И статьи 14 указанного Федерального закона не применяются.

Напомним, что пункты 6 и 7 указанной статьи предусматривают снижение ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (это значит, что для исчисления пенсии безработным гражданам будет применяться общий ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, который составляет 19 лет). Представляется, что нарушений прав безработных граждан в этом случае нет, так как п. 6 не относится к трудовым пенсиям по старости, которые назначаются ранее достижения общепенсионного возраста. Снижение ожидаемого периода выплаты пенсии по пункту 7 происходит при перерасчете трудовой пенсии по старости, который производится в связи с работой и временным отказом от получения установленной страховой части пенсии.

Пункты 9, 10 и 11 так или иначе связаны с правовым регулированием накопительной части трудовой пенсии.

В связи с тем, что пенсия по предложению органов службы занятости носит временный характер, ее получателю предоставлено право по достижении возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости, осуществить переход на трудовую пенсию по старости (часть трудовой пенсии по старости) в соответствии с пунктом 7 статьи 19 Федерального закона О трудовых пенсиях.2

Законом О занятости также предусмотрено, что к пенсии, назначаемой в соответствии с п. 2 статьи 32, может быть установлена пенсия за выслугу лет в соответствии со статьей 7 Федерального закона О государственном пенсионном обеспечении в РФ. Так как эта статья 7 называется Условия назначения пенсий федеральным государственным служащим, то можно сделать вывод, что право на получение двух пенсий (по Закону О занятости и по Закону О государственном пенсионном обеспечении) только государственные служащие.

Выплата  безработным   гражданам   пенсии,  установленной   в   соответствии   с   пунктом   2   ст.   32, прекращается   при   поступлении   на   работу   или   возобновлении   иной   деятельности,   которая   в соответствии с Законом О трудовых пенсиях включается в страховой стаж (см. ст. 10 Федерального закона О трудовых пенсиях в РФ). После прекращения указанной работы и (или) деятельности выплата пенсии восстанавливается (п. 3 ст. 32 Закона о занятости в новой редакции). Следует иметь в виду, что назначение пенсии по предложению органов занятости является основанием для прекращения выплаты ему пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного (п. 2 ст. 35 Закона о занятости в новой редакции). IV.     Размеры пособия по безработице. f

" Согласно пункту 1 ст. 19 Федерального закона О трудовых пенсиях в РФ перевод с одного вида трудовой пенсии на другой, а также с другой пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, на трудовую пенсию производится с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором пенсионером подано заявление о переводе с одного вида трудовой пенсии на другой либо с другой пенсии на трудовую пенсию со всеми необходимыми документами (если их нет в его пенсионном деле), но не ранее дня приобретения права на трудовую пенсию либо другую пенсию.

IV. А. Пособие по безработице, установленное в процентном отношении к среднему заработку безработного гражданина (ст. 33 Закона).

О категориях граждан, которые имеют право на пособие по безработице в указанных ниже размерах -см. п. 1 ст, 30 и комментарий к ней.

Размеры пособия по безработице зависят также от первого или второго периода выплаты пособия по безработице. Так пособие по безработице в первом (12-месячный) периоде выплаты начисляется:

-   в  первые  три  месяца -  в  размере   75   процентов  среднемесячного  заработка  (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);

-    в следующие четыре месяца в размере 60 процентов;

-   в дальнейшем - в размере 45 процентов.

Но во всех случаях не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ, и не ниже 30 процентов величины указанного прожиточного минимума. Во втором (12-месячном) периоде выплаты - в размере 30 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ. Размер пособия по безработице во всех случаях (то есть как в первом периоде выплаты, так и во втором) не должен быть ниже 100 рублей (п. 2 ст. 33 Закона О занятости в новой редакции). Следует отметить, что изменения коснулись минимального размера пособия по безработице, раньше оно не могло быть ниже 20 процентов величины указанного прожиточного минимума. IV.B. Размеры пособия по безработице, исчисляемого в процентном отношении к прожиточному минимуму, исчисленному в субъекте РФ в установленном порядке.

Если первой группе граждан (тем, кто имеет право на пособие в процентном отношении к их среднему заработку) размеры пособия по безработице установлены единообразно, то второй группе граждан (которым пособие исчисляется в процентном отношении к прожиточному минимуму) в законе предусмотрен дифференцированный подход.

Выделяется группа граждан, уволенных по собственному желанию по причинам, которые не признаны уважительными (если причины были уважительными по закону о занятости, то пособие назначается в процентном отношении к среднему заработку). Так, в первом (6-месячном) периоде выплаты пособие им устанавливается в размере 40 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ; во втором (6-месячном) периоде выплаты - в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ. Следует отметить, что это абсолютно новая норма. Другим категориям граждан из этой же группы пособие по безработице начисляется:

-    в первом (6-месячном) периоде выплаты - в размере 30 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ;

-    во втором (6-месячном) периоде выплаты - в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ. Размер пособия во всех случаях не может быть ниже 100 рублей.

IV.B. Гражданам, завершившим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости и признанными в установленном порядке безработными, размер пособия по безработице определяется в порядке, установленном статьей 30 Закона о занятости (п. 3 ст. 34 Закона о Занятости в новой редакции). То есть должны быть оценены все общие условия, о которых речь шла выше. Как правило, такие граждане будут иметь право на пособие по безработице, исчисленное в процентном отношении к прожиточному минимуму.

V.       Прекращение, приостановка выплаты пособия по безработице, снижение его размера (ст. 35 Закона о занятости). Основания прекращения:

Во-первых, сохранены все предусмотренные ранее основания прекращения выплаты пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного, с некоторым уточнением, касающимся назначения пенсии, предусмотренной пунктом 2 статьи 32 Закона о занятости, либо назначения трудовой пенсии по старости, в том числе досрочного назначения трудовой пенсии по старости (части трудовой пенсии по старости), либо назначения пенсии по старости или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению. Во-вторых, появились новые основания:

а) отказ от посредничества органов службы занятости (по личному (письменному) заявлению гражданина);

б) смерть безработного. При этом выплата суммы пособия по безработице, причитающейся безработному и недополученной в связи с его смертью, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

Основания для приостановления выплаты пособия на срок до трех месяцев.

В целом эти основания не изменились. Изменения внесены только в абзац третий пункта 3 статьи 35, которым установлено такое основание для приостановления выплаты пособия как отказ по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости. Эти изменения носят, в основном, редакционный характер и соответствуют всему комплексу изменений.

Так, категория граждан впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии, специальности называется впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии, специальности. Категория граждан уволившиеся по собственному желанию без уважительных причин более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы заменена на уволившиеся по собственному желанию (за исключением уволенных по собственному желанию по причинам, указанным в абзаце втором пункта 1 статьи 29 Закона, то есть по уважительным причинам, которые в этом пункте перечислены).

На наш взгляд, имеется противоречие в изменениях, касающихся ограничения прав граждан, уволившихся по собственному желанию. Так, оплачиваемые общественные работы не являются для них Подходящей работой по смыслу ст. 4 Закона О занятости, но отказ от них по истечении трехмесячного периода безработицы от участия может являться основанием для приостановления выплаты пособия по безработице на срок до трех месяцев. Можно предположить, что некоторые категории граждан не смогут подтвердить наличие хотя бы одной из весьма узкого перечня причин, признаваемых Законом О занятости уважительными при увольнении по собственному желанию. В заключение необходимо отметить, что действие статей 29, 30, 31, 33 и 34 Закона РФ О занятости населения в Российской Федерации распространяется на случаи увольнения граждан из организаций после вступления в силу Федерального закона № 13-ФЗ от 10.01.2003 (ч. 2 ст. 4 Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации О занятости населения в Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам финансирования мероприятий по содействию занятости населения).

Материальная помощь.

Напомним,  что  если  в  отношении  пособий  по  безработице  безработный  имеет право, которому

корреспондирует обязанность органов занятости назначить пособие и выплачивать его в определенные

сроки и в определенных размерах, то в отношении материальной помощи у органов занятости такой

обязанности не возникает.

Изменения коснулись статьи 36 Закона О занятости.

Ранее в Законе О занятости были определены три категории граждан, которые могли получать

материальную помощь от органов занятости:

-    безработные граждане, утратившие право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты;

-   лица, находящиеся на содержании безработного;

-    граждане,   направленные   органами   службы   занятости   на   профессиональную   подготовку,

переподготовку и повышение квалификации.

Сейчас из нормы о материальной помощи исключены лица, находящиеся на иждивении безработного. Не определяет теперь Закон и возможные виды этой материальной помощи.

 

Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 24.10.02. №73 Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях.

 

24 октября 2002 года Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации утверждены новые формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях. Указанное постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции 5 декабря 2002 года (регистрационный номер №3999), опубликовано в Российской газете от 18 декабря 2002 года №237.

Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях разработано в соответствии со статьей 229 ТК РФ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года № 653 О формах документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и особенностях расследования несчастных случаев на производстве, а также с учетом статей 227 -231 ТК РФ и особенностей отдельных отраслей и организаций.

Положение устанавливает обязательные требования по организации и проведению расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, происходящих в организациях и у работодателей - физических лиц с различными категориями работников (граждан).

В связи с установлением порядка расследования несчастных случаев на производстве, предусмотренного статьей 229 Трудового Кодекса Российской Федерации, 8 января 2003 года было принято Постановление Правительства Российской Федерации №5 О признании утратившими силу решений Правительства РФ по вопросам расследования несчастных случаев на производстве. В соответствии с указанным Постановлением, признаны утратившими силу:

1. Постановление Правительства РФ от 11 марта 1999 года №279 Об утверждении Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве;

2. подпункт б пункта 1 постановления Правительства РФ от 28 января 2000 года № 78 О федеральной инспекции труда

3. Постановление Правительства РФ от 24 мая 2000 года № 406 О внесении изменений и дополнений в Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве.



Хостинг от uCoz