Александр Киселев
Кандидат исторических наук
Доцент кафедры отечественной истории
Омский педагогический университет

| Заработная плата наемных работников в Омске в начале ХХ в. |

Заработная плата в кон. Х1Х - нач. ХХ вв. составляла главный, а для многих категорий наемных работников Омска единственный источник дохода. Выплачивалась она обычно повременно. Сдельные формы оплаты труда применялись, как правило, только на крупных индустриальных предприятиях (на железной дороге - с 1908-1909 гг.), в некоторых магазинах.

Средние номинальные месячные заработки рабочих фабрично-заводских предприятий в Акмолинской области, промышленным центром которой был Омск, выглядели следующим образом:

1897 г. - 9,7 руб., 1908 г. - 23,6 руб., 1914 г. - 36 руб.

По данным базарного смотрителя и послужных списков железнодорожников, поденная заработная плата рабочих отдельных профессиональных категорий в начале 900-х гг. составляла в копейках см. таблицу.

Значительный рост номинальной заработной платы у рабочих Омска был связан с революционными событиями 1905-1907 гг., возросшей профессиональной организованностью и стачечной борьбой трудящихся города. В 1905-1907 гг. заработки названных профессиональных категорий рабочих в копейках поднялись до см. таблицу.

Профессия / Год 1901 1902 1903 1904   1905 1906 1907   1908 1909 1910 1911 1912 1913   1914 1915 1916
Чернорабочий 55 55 58 68   78 85 86   86 88 88 - - -   - - -
Штукатур 108 111 115 122   130 138 145   150 149 147         167,5 223,1 262,5
Кузнец 112 109 115 119   140 143 145   148 149 147 - - -   181,7 206,5 236,1
Маляр 117 111 115 122   135 140 145   148 149 147 - - -   181,7 209,5 240,6
Столяр 117 111 115 122   137 142 146   148 149 147 - - -   181,7 200,1 291,7
Каменщик 117 111 113 122   137 140 146   148 149 147 - - -   181,7 200 250
Плотник 100 92 90 110   124 122 113   106 117 116 - - -   170 182,9 259,4
Слесарь 117 111 113 122   144 142 148   149 149 147 - - -   175 224,8 288,9

Рабочие железнодорожных мастерских:

Профессия / Год 1901 1902 1903 1904   1905 1906 1907   1908 1909 1910 1911 1912 1913   1914 1915 1916
Слесарь 70 75 80 90   110 110 115   120 120 125 130 130 140   145 150 150
Литейщик 65 70 75 75   80 85 95   100 105 110 115 130 135   140 145 145
Столяр 70 80 90 100   110 115 120   130 135 135 140 140 145   145 150 150
Кузнец 130 135 140 145   150 160 180   200 210 210 215 220 220   220 225 225
Плотник 100 105 105 110   115 120 140   145 145 155 160 160 165   170 175 180
Молотобоец 65 70 75 85   90 100 110   130 140 150 160 170 170   175 180 200
Котельщик 75 78 80 80   80 90 100   130 130 130 135 140 145   150 160 170
Токарь 60 65 70 75   80 80 85   90 95 95 100 100 110   120 140 160
Жестянщик 120 125 130 140   150 160 170   180 185 185 190 190 195   200 - -
Чернорабочий 55 60 65 70   75 80 85   90 95 95 100 100 100   100 110 120

В 1908-1910 гг. рост заработков значительно замедлился, возобновившись лишь в предвоенные годы. Исключение составила заработная плата железнодорожников, которая увеличивалась более или менее постоянно. С 1908-1909 гг. администрация железной дороги начала борьбу за повышение доходности предприятия за счет сокращений и интенсификации труда рабочих. Как выглядели в 1908-1913 гг. номинальные заработки в копейках см. таблицу.

Во время мировой войны инфляция, рост цен на предметы потребления и спроса на рабочие руки, вследствие мобилизаций привели к заметному увеличению средней поденной заработной платы (см. таблицу).

Увеличение заработков было значительным у вольнонаемных рабочих - мужчин; меньше у женщин и военнообязанных (к числу последних относились, в частности, многие рабочие железнодорожных мастерских), еще меньше - у военнопленных.

Помимо погодных изменений номинальная заработная плата у значительной части наемных рабочих колебалась и в течение года. Начало навигации, строительных работ в городе и сельскохозяйственных в деревне в апреле-мае каждого года вызывали повышение цен на рабочие руки. Свертывание этих работ в октябре-ноябре приводило к уменьшению заработков.

По многочисленным свидетельствам омских газет, номинальные заработки рабочих и служащих существенным образом снижались штрафами, вычетами за хозяйский харч и жилье, просто "в залог", задержками выплаты рабочим заработанных денег. Имели место случаи работы в ремесленных заведениях только за харч и жилье.

Вместе с тем, на многих предприятиях города (например, в железнодорожных мастерских, на заводах Мариупольского, Т-ва "Довборы") существовала система различного рода наградных. При этом преследовалась цель либо удержать квалифицированных рабочих (процентная прибавка к заработной плате для тех, кто проработал на предприятии определенный срок), либо интенсификация труда (например, поверстные, премии за экономию топлива у служащих подвижного состава на железной дороге). Выплачивались пособия и в виде материальной помощи на "устройство быта", в железнодорожных мастерских - при крещении детей, смерти членов семьи рабочего и служащего.

Размеры прибавок и пособий, как и штрафов и вычетов, определению не поддаются. Годовые премиальные на заводе Т-ва "Довборы" в 1909 г. составили, например, довольно значительную сумму - 22 руб. на человека, а старослужащие на железной дороге получили всего 4,5 процента годового оклада. На крещение детей железнодорожникам выдавалось 8 руб., на погребение умершего ребенка - 8 руб., взрослого члена семьи- 25 руб. Часть рабочих пивоваренного завода Мариупольского в 1910 г. ежедневно получали прибавку натурой - по 2 бутылки пива.

Реальная заработная плата омских рабочих на протяжении начала ХХ в. имела тенденцию к сокращению - рост цен, как правило, обгонял увеличение номинальных заработков. Исключение составляла заработная плата чернорабочих, на труд которых предъявлялся все больший спрос и, которые в абсолютном исчислении всегда были самыми низкими. Для большинства профессиональных категорий рабочих исключительными были 1905-1907 гг., когда их материальное положение несколько улучшилось.

Динамика реальной заработной платы, т.е. номинальных заработков в соотношении с ценами на продукты питания в процентах выглядела следующим образом:

Профессия/Годы 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910
Чернорабочий 100 100 106 124 140 155 156 160 160 160
Штукатур 100 103 106 113 120 128 134 139 138 136
Кузнец 100 97 103 106 125 128 130 132 133 131
Маляр 100 95 98 104 115 120 124 127 127 126
Столяр 100 95 97 104 117 121 125 127 127 126
Каменщик 100 95 97 104 117 128 125 127 127 126
Плотник 100 92 90 110 124 122 113 106 117 116
Слесарь 100 95 97 104 123 121 127 127 127 126

Рабочие железнодорожных мастерских:

Профессия/Годы 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910
Слесарь 100 107 114 128 157 157 164 171 171 179
Литейщик 100 108 115 115 123 131 146 154 162 169
Столяр 100 114 129 143 157 164 171 186 193 193
Кузнец 100 104 108 112 115 123 138 154 162 162
Плотник 100 105 105 110 115 120 140 145 145 155
Молотобоец 100 108 115 131 138 154 169 200 215 231
Котельщик 100 104 107 107 107 120 133 173 173 173
Токарь 100 108 117 125 133 133 142 150 158 158
Жестянщик 100 104 108 117 125 133 142 150 154 154
Чернорабочий 100 109 118 127 136 145 155 164 173 173

В 1905 г. рабочая семья из четырех человек на западном участке Сибирской железной дороги, по подсчетам Б.И.Земерова, должна была тратить на питание около 13 руб. и, по данным омских газет, платить за квартиру 7-8 руб. в месяц. Вполне могли содержать свои семьи рабочие таких профессий, как слесари, кузнецы, столяры, каменщики, рабочие железнодорожных мастерских - жестянщики и кузнецы. Основная же масса рабочих постоянно сталкивалась с материальными затруднениями. Чернорабочие, булочники и кондитеры, рабочие лесопилок и др., по оценкам омских газет, даже в период рабочего сезона едва сводили концы с концами. С наступлением же зимы население целых окраинных районов города, по свидетельству газеты "Степной край" (1901 г.), попадало в тяжелое положение.

В 1911-1913 гг. рост цен на продукты питания и особенно на квартиры - в связи с постройкой Тюмень-Омской железной дороги, вызвавшей ажиотажный спрос, ухудшил положение рабочих, подорвал относительное материальное благополучие тех семей квалифицированных рабочих, которые снимали квартиры.

С 1914-1915 гг. цены на продукты, входящие в продовольственную корзину омских рабочих возросли приблизительно на 163-164 процента, а заработная плата у штукатуров - на 133,2, у кузнецов - на 113,6, у маляров - на 115,3, у столяров - на 110,1, у плотников - на 107,6, у слесарей - на 128,5, у каменщиков - на 110,1, у токарей - на 122,6 процента.

Тем не менее, реальная продовольственная корзина омских рабочих, по данным В.А.Скубневского, выглядела предпочтительнее, нежели у не которых других категорий населения Сибири и губерний Европейской России.

Категории населения Белки Жиры Углеводы
Рабочие Омска 130,6 77,8 579,5
Рабочие Саратова 128,6 56,6 581,2
Сельское население 12 губерний Европейской России 118,9 45,1 533,3
Нормальный пищевой паек рабочего:
по Е.Кабо 125 60 600
по М.Давидовичу 145 100 500

В августе 1917 г. комиссия СР и СД установила, что прожиточный минимум семьи из трех человек составляет 3 руб.60 коп. в день.

По данным анкеты СР и СД Омска на различных промышленных предприятиях города больше 3 руб. 60 коп. получали 376 из 1601 рабочих или 23,3 процента опрошенных. Заработная плата остальных 1225 рабочих - 76,7 процента - была ниже 3 руб. 60 коп., причем 835 человек - 52,2 процента - получали половину и менее необходимого минимума.

В октябре 1917 г. комиссия по охране труда при СР и СД установила прожиточный минимум семьи из четырех человек в сумме 10 руб. 26 коп. в день. По ее данным даже основная масса квалифицированных рабочих получала 4-5 руб. в день. Бюджеты рабочих семей находились в кризисном положении.

Источники и литература:

  1. ГАОО, ф.172, оп.1, д.267, л.1,7,13,19,25,31,37,43,49; д.33, л.1,7,13,19,25,30,31,37,43,49,53,55,61,67,73,79,85,91; д.407, л.14
  2. Краткий историко-статистический очерк г. Омска. - Омск, 1911.
  3. Голос Степи. - 1907. - N 36.
  4. Степной пионер. - 1906. - N 10,23.
  5. Иртыш. - 1906. - N 89.
  6. Омский вестник:
    1909. - N 27.
    1911. - N 277.
    1912. - N 12.
    1913. - N 14,141.
    1914. - N 97, 143,171.
    1916. - N 14,175.
    1917. - N 173,226.
  7. Лучи. - 1916. - N 5.
  8. Степной край:
    1901 - N 124.
    1904. - N 49, 123.
  9. Земеров Б.И. Динамика численности и профессиональной структуры железнодорожников Сибири в период империализма//Рабочие Сибири в период империализма. Из истории Сибири. - Томск, 1974. - Вып.14.
  10. Земеров Б.И. К экономическому положению рабочих Сибирской железной дороги накануне революции 1905-1907 гг.//Из истории Сибири. - Томск,1973. - Вып.8. - С.125.
  11. Земеров Б.И. Социальное обеспечение железнодорожников Сибири (1897-1917 гг.)//Рабочие Сибири в период империализма. Из истории Сибири. Томск, 1974. - Вып.14.
  12. Скубневский В.А. Рабочие обрабатывающей промышленности Сибири (90-е гг. Х1Х в. - февраль 1917 г.). - Томск, 1991.

 

Хостинг от uCoz