Библиотека СКТ:

П.Гамольский. Основные принципы бухгалтерского учета в некоммерческих организациях

 

Итак, некоммерческая организация (НКО) создана и зарегистрирована в органах юстиции. Высший орган ее управления избрал руководителя, который своим приказом назначил бухгалтера.

После этого осуществляется постановка на учет в налоговой инспекции, территориальном управлении государственной статистики, а также в государственных внебюджетных социальных фондах: пенсионном фонде, фонде занятости, фонде социального страхования, территориальном фонде обязательного медицинского страхования. Подчеркнем, что постановка на учет во всех этих органах обязательна для всех организаций. Затем открываются расчетный и валютный счета в банках. На этом основные формальности по регистрации завершены. Начинается практическая работа по выполнению уставных задач, реализации целевых благотворительных программ. В НКО начинают поступать первые целевые пожертвования. Именно на этом этапе к работе подключается бухгалтерская служба.

Обозначим два ключевых термина, с которыми будет работать бухгалтерия НКО: "целевые поступления (целевые доходы)" и "целевые расходы". Для бухгалтеров, имеющих опыт работы в коммерческом секторе, вероятно, будет проще понять схему бухгалтерского учета в НКО, сравнив ее со схемой учета в коммерческой организации:

Коммерческая организация:
Реализация - Затраты - Прибыль
 
Некоммерческая организация:
Целевые  -    Целевые
доходы          расходы

С большой степенью условности можно сделать вывод о том, что понятию "реализация" в НКО соответствует понятие "целевые доходы", а понятию "затраты" - "целевые расходы". Что касается прибыли, то этому понятию в НКО эквивалента нет. Поясним это утверждение. Дело в том, что доходы в НКО должны соответствовать расходам. На практике сказанное совсем не означает, что по состоянию на 1 января года все целевые средства должны быть израсходованы. Напротив, возможна ситуация, когда целевые программы рассчитаны на ряд лет (в соответствии с Законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" от 11.08.95 N 135-ФЗ). Тогда и расходование целевых средств будет происходить в течение всего срока реализации программы. Возможен и другой вариант: средств, полученных на программу, не хватает для ее исполнения. В этом случае часть расходов будет покрыта в течение следующих календарных лет. Главное, о чем необходимо помнить: средства, полученные на конкретные цели, должны быть израсходованы полностью только на эти цели. Без письменного согласия жертвователя (спонсора, грантодателя) изменение целевого назначения средств невозможно. В случае, если это согласие не получено, средства следует вернуть. Напомним, что средства, использованные не по целевому назначению, взыскиваются в доход федерального бюджета.

В ходе осуществления целевых программ в НКО составляется смета доходов и расходов, рассчитанная на определенный период (месяц, квартал, год или любой другой более длительный срок). Пример сметы приведен в таблице 1.

Таблица 1

N

Наименование статей доходов и расходов

Планируется на 1997 - 1998 г.

В том числе

1997 г.

1998 г.

 

Раздел I. Доходы некоммерческой организации

1.1

Вступительные взносы

 

 

 

1.2

Членские взносы

 

 

 

1.3

Добровольные целевые взносы физических лиц

 

 

 

1.4

Добровольные целевые взносы юридических лиц

 

 

 

 

ИТОГО по разделу I

 

 

 

 

Раздел II. Расходы некоммерческой организации

2.1

Заработная плата исполнителей программы

1000.000

400.000

600.000

2.2

Отчисления на социальные нужды (п.1 * 40%)

400.000

160.000

240.000

2.3

Командировочные расходы

500.000

100.000

400.000

2.4

Канцелярские и хозяйственные расходы

25.000

10.000

15.000

2.5

Амортизация основных средств

500.000

150.000

450.000

2.6

Расходы на аренду и содержание зданий и помещений

125.000

50.000

75.000

2.7

Расходы на питание для малоимущих

100.000

40.000

60.000

2.8

Административные расходы

600.000

200.000

400.000

2.9

Непредвиденные расходы

100.000

50.000

50.000

 

ИТОГО по разделу II

 

 

 

Смета утверждается высшим органом управления организации. По окончании отчетного периода рекомендуем составлять отчет об исполнении сметы и утверждать его тем же органом, что и смету. Как уже отмечалось, смета может быть рассчитана на ряд лет.

В настоящее время основным документом, прямо обязывающим составлять смету, является Федеральный Закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях". Это требование относится к организациям, осуществляющим благотворительную деятельность. НКО может иметь более, чем одну целевую программу. В этом случае смета составляется по каждой из программ. Программы могут иметь разные сроки их реализации.

В каждой из программ целесообразно предусматривать отдельной статьей административные расходы.

НКО самостоятельно определяет перечень своих программ, их содержание, перечень статей смет, а также размеры доходов и расходов по каждой статье.

НКО может согласовывать свои сметы только со спонсорами, жертвователями и грантодателями, а также учредителями (членами, участниками). Подчеркнем, что государственные органы, включая налоговые, не имеют права вмешиваться в деятельность и вносить коррективы в направления расходования средств НКО, если такое использование носит целевой характер и соответствует уставным целям организации.

При необходимости НКО может пересматривать свои сметы, соблюдая необходимые формальности. При этом следует не забывать, что не допускается использование средств одной целевой программы для другой без письменного согласия жертвователя, за исключением случая, когда средства перечислены с формулировкой "на уставные цели организации". Ниже более подробно пойдет речь о точности формулировок при оформлении расчетно-платежных документов в НКО.

В приложении приведен основной перечень нормативных документов, которыми следует руководствоваться НКО при осуществлении уставной деятельности.

Отметим, что по большинству вопросов организации бухгалтерского учета и составления отчетности НКО использует те же нормативные акты, что и коммерческие организации:

  1. Федеральный Закон "О бухгалтерском учете".
  1. Положение о бухгалтерском учете и отчетности.
  1. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкцию по его применению, которые утверждены Приказом Минфина СССР от 01.11.91. я56 (с изменениями и дополнениями).
  1. Инструкции о годовой бухгалтерской отчетности организаций.
  1. Методические указания по инвентаризации и другие документы.

Счета бухгалтерского учета, учет доходов и расходов НКО

Повторим, что НКО использует именно План счетов, утвержденный приказом Минфина СССР я56 от 01.11.91 (с изменениями), а не какой либо-другой.

Многие НКО в начале своей деятельности, справедливо полагая, что их деятельность (в финансовой части) имеет много общего с бюджетными организациями, применяют бюджетный план счетов (Приказ Минфина РФ я122 от 03.11.93).

Многочисленные разъяснения по этому вопросу, данные Минфином РФ и Госналогслужбой РФ, свидетельствуют о том, что бюджетный план счетов используется только бюджетными организациями. Напомним, что согласно письму ГНС РФ и Минфина РФ от 17.03.94 яВЗ-4- 15/39н, 28 "О транспортном налоге" ("ЭиЖ", я 12/94) "к бюджетным организациям относятся учреждения и организации, основная деятельность которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджета на основе сметы доходов и расходов (бюджетной сметы). Обязательным условием являются открытие финансирования по смете и ведение бухгалтерского учета и отчетности в порядке, предусмотренном для бюджетных организаций". Таким образом, основной методологической базой учета являются "План счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению".

План счетов для учета как целевых доходов, так и целевых расходов НКО предусматривает счет 96 "Целевые финансирование и поступления". Обращаем внимание бухгалтеров НКО, что в тех случаях, когда НКО не занимается коммерческой деятельностью, а действует только в рамках уставной непредпринимательской деятельности, использование счетов 20 и 26 (а также аналогичных им счетов II раздела Плана счетов) категорически недопустимо. Данная ошибка является одной из самых грубых ошибок начинающих бухгалтеров некоммерческого сектора.

Упомянутые счета (20, 23, 25, 26, 29, 43, 44 и др.) предназначены для обобщения информации о затратах коммерческих организаций. Исчерпывающий перечень расходов, отражаемых на этих счетах, перечислен в "Положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", утвержденном Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N552 (с изменениями и дополнениями). Большинство расходов НКО этому перечню не соответствуют. Последствия использования этих счетов для отражения целевых расходов могут быть очень плачевными. Налоговые органы в этом случае могут обвинить НКО в ведении коммерческой деятельности (при полном отсутствии таковой); предъявить претензии, например, в оказании услуг по цене ниже себестомости (поскольку оплата за услуги - отсутствует) и другие абсурдные и несправедливые претензии, влекущие за собой штрафные санкции.

Итак, все без исключения расходы НКО, включая административные, следует учитывать на счете 96.

В организациях, имеющих только одну целевую программу и смету, не возникает проблемы обособленного учета административных расходов.

В тех некоммерческих организациях, которые реализуют несколько целевых благотворительных программ, такая задача возникает. Существуют несколько подходов к решению этого вопроса.

Первый из них заключается в том, что все административные расходы учитываются на отдельном субсчете к счету 96 "Целевые финансирование и поступления" и в конце каждого месяца распределяются на расходы целевых программ пропорционально удельному весу средств, поступивших на каждую из программ.

Второй подход состоит в том, что к 96 счету открываются субсчета по каждой из программ. В пределах сметы каждой из программ административные расходы накапливаются на этих субсчетах. После того, как лимит административных расходов по одной программе будет исчерпан, эти расходы относятся на соответствующий субсчет следующей программы и т.д. Возможны и другие варианты.

НКО самостоятельно выбирает один из вариантов учета административных расходов и отражает его как элемент учетной политики.

 

Формулировки в расчетно-платежных документах

Отметим, что в НКО колоссальную важность приобретает точность формулировок при оформлении расчетно-платежных документов.

Ошибки, совершенные при оформлении документов, могут привести к самым негативным последствиям.

Так, например, наличие в тексте платежного поручения на получение пожертвований записи "НДС в том числе" или отсутствие записи "НДС не облагается" дает формальное право налоговой инспекции изъять НДС по целевым пожертвованиям и другим аналогичным поступлениям.

Если плательщик-жертвователь указал в тексте платежного поручения назначение платежа "Оплата за участие в семинаре", то деятельность НКО будет объявлена коммерческой, если же написать "Целевой взнос на организацию работы семинара", то обвинений в ведении предпринимательской деятельности не последует.

При получении пожертвований и других целевых взносов в НКО допустимы следующие формулировки:

  • "целевой благотворительный взнос на программу "__";
  • "целевое финансирование";
  • вступительный взнос;
  • членский взнос и т.д.

Нежелательна формулировка "спонсорский взнос" в связи с тем, что понятие "спонсорство" с недавнего времени регулируется Федеральным Законом от 18.07.97 N 108-ФЗ "О рекламе" (опубликован: "Собрание законодательства РФ", 24.07.95, я30, ст.2864, "Российская газета", N 142, 25.07.95). Этот Закон содержит статью 19 "Спонсорство", в которой, в частности, сказано о том, что "под спонсорством в целях настоящего Федерального закона понимается осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый - соответственно рекламодателем и рекламораспространителем".

Таким образом, обнаружив формулировку "спонсорский взнос" в ваших документах, налоговый орган может признать полученные деньги платой за рекламу.

Недопустимы следующие формулировки:

  • "безвозмездная финансовая помощь";
  • "оплата услуг..." и т.д.

Наличие в тексте платежного поручения записи "НДС не облагается" обязательно. В случае, когда произошла ошибка и назначение платежа вас не устраивает, можно обратиться к плательщику-жертвователю с просьбой предоставить в ваш адрес письмо на бланке этой организации- жертвователя, подписанное руководителем и главным бухгалтером и заверенное печатью организации о том, что "в платежном поручении я __ назначение платежа указано ошибочно. Правильное назначение платежа "__".

При расходовании средств также рекомендуем выбирать отточенные, безупречные формулировки. Желательно указывать, за счет каких средств (какой программы) расходуются деньги, а также указывать номер статьи в смете. В этой ситуации вероятность обвинений в нецелевом использовании средств минимальна.

Используемые документы:

  1. Федеральный Закон от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Принят ГД 23.02.96. Одобрен СФ 20.03.96. (Публ.: "РГ" от 28.11.96.)
  1. Федеральный Закон от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях". Принят ГД 07.07.95. (Публ.: "СЗ РФ", N 33, 14.08.95, ст.3340; "РГ", N 159, 17.08.95).
  1. Письмо ГНС РФ, Минфина РФ от 17 марта 1994 года N ВЗ-4-15/39н, 28 "О транспортном налоге". (Публ.: "ЭиЖ", N 12, 1994.)
  1. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению. Утверждены Приказом Минфина СССР от 01 ноября 1991 года N 56 (с изменениями, внесенными приказами Минфина РФ от 28.12.94 N 173, от 28.07.95 N 81.)
  1. Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. Утверждено Приказом Минфина РФ от 26 декабря 1994 года N 170 (с изменениями, внесенными приказом Минфина РФ от 19.12.95 N 130.)
  1. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ N 49 от 13 июня 1995 года. (Публ.: "ФГ", N 28, 1995; "ЭиЖ", N 29, 1995; "Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету", N 9, 1995; "БУ", N 12, 1995.)
  1. Приказ Минфина РФ от 12 ноября 1996 года N 97 "О годовой бухгалтерской отчетности организаций". (Публ.: "ФГ", N 50, 1996; N 51, 1996, "ЭиЖ", N 50, 1996.)

 

 

 

 

 

Хостинг от uCoz