Библиотека СКТ:    Збигнев М. Ковалевский:      О ТАКТИКЕ АКТИВНОЙ ЗАБАСТОВКИ

 

 

Забастовочное движение, крупные выступления шахтеров и “рельсовая война”, сопровождалось спекулятивными высказываниями представителей государственной власти об ущербе экономики страны и снижении жизненного уровня населения. Реальное противоречие прежних, пассивных форм протеста, при которых бастующие через приостановку производства добиваются выполнения своих требований, используется и новой номенклатурой, и работодателями для дискредитации и ослабления движения трудящихся, для ограничения их права защищать свои интересы. Но это противоречие разрешимо. Примером тому являются активные забастовки. Их суть — вытеснение старых форм организации производства новыми, непосредственно осуществляемыми и контролируемыми самими бастующими. Активные забастовки не снижают выпуск продукции, не нарушают интересы потребителя, не обрывают хозяйственные связи. Они на практике позволяют убедиться в реальности выполнения требований бастующих, в жизнеспособности альтернативных существующим формам организации производства.

Нетрадиционные и малоизвестные у нас способы удовлетворения требований трудящихся уже давно изучаются на Западе. В качестве примера приводим выдержки из брошюры З.М. Ковалевского “О тактике активной забастовки”, изданной в Лодзи в 1981 году. В то время З.М. Ковалевский, был членом Президиума Лодзинского Регионального правления Независимого самоуправляемого профессионального союза (НСПС) “Солидарность”.

 

 

Активная забастовка

 

Активная забастовка должна иметь своим главным лозунгом: “Власть на предприятии — трудовому коллективу!”

Формы борьбы НСПС “Солидарность”, в том числе и крайняя — массовая стачка, — должны быть подчинены стратегической цели, о которой шла речь в предыдущем разделе. Ведь именно цель борьбы диктует ее средства.

Пассивная забастовка в той форме, как она применялась “Солидарностью” до сих пор, как известно — ив этом никого не надо убеждать — оружие оборонительное. Прекращение процесса производства в зависимости от того, как долго он длится, а также от его масштабов всегда приводит к большему или меньшему торможению прироста материальных благ, а тем самым в определенных условиях может уменьшить возможности удовлетворения общественных потребностей. В нынешней ситуации углубляющегося экономического кризиса и нарастающей нужды, когда буквально на глазах в самых драматических формах нарушается процесс общественного воспроизводства, противоречивость стачек очевидна. Дело здесь не в том, чтобы утверждать будто благодаря отказу от стачек мы выйдем из кризиса. Никакие 90 или даже 1000 дней социального мира не в состоянии вывести наше общество из кризиса, потому что возник он не из-за отсутствия социального мира, а из-за распада и гниения бюрократической системы политической и экономической власти. С другой стороны, опыт показывает, что очень неправдоподобно, чтобы без продолжительной всеобщей забастовки общество могло бы добиться чего-нибудь, кроме частных уступок со стороны бюрократии. Что еще важнее, социальный мир является лишь иллюзорным и, мы должны сознавать, что в каждый момент он может быть сорван.

От возможности прибегнуть к стачечной борьбе “Солидарность” отказаться не может, однако до сих пор применяемая пассивная забастовка — хотя возможность ее объявления несомненно учитывается по-прежнему — в этой ситуации не является единственным ее крайним оружием. Выход, как представляется, один. Если реакционные группы бюрократии, которые еще занимают влиятельные позиции в аппарате власти, окажутся в недалеком будущем настолько сильными и ловкими, что те или иные их действия, затронув права, достоинства и интересы рабочего класса и общества поставят “Солидарность” перед необходимостью использовать свое последнее оружие, или если такая необходимость будет продиктована нарастающим в обществе гневом против бессилия аппарата власти, то тогда мы уже не должны будем ограничиваться пассивной забастовкой. Мы должны быть готовы перейти от пассивной забастовки к активной.

В ходе пассивной забастовки заводская комиссия НСПС “Солидарность”, преобразуясь в стачечный комитет, всегда брала власть на предприятии. Во время активной забастовки она должна сделать то же самое. Разница между этими двумя формами забастовок лежит в другом: после кратковременной остановки производства, или пассивной забастовки, стачечные комитеты возобновляют его, устанавливая контроль над производством и над всей хозяйственной деятельностью предприятий. Поэтому после окончания забастовки власть на предприятиях -- в отличав от пассивной забастовки — уже не возвращается в руки тех, кто осуществлял ее прежде, а передается органам самоуправления коллективов.

На предприятиях с непрерывным процессом производства фаза пассивной забастовки отсутствует, что однако не означает, что оно не охвачено стачкой. Коллективы этих предприятий сразу приступают к активной забастовке. Стачечные комитеты берут на себя полный контроль над коммунальными службами, электростанциями и ТЭЦ, газопроводом, водоснабжением, пожарными частями и т. д. Региональный стачечный комитет может распорядиться о выходе части предприятий из активной забастовки, т. е. об остановке производства в связи с необходимостью приспособить организацию производства в регионе к ограниченным энергетическим и сырьевым ресурсам. Однако и эти предприятия вовсе не переходят к обычной пассивной забастовке. Их коллективы должны участвовать во всеобщей активной забастовке иным способом, выполняя различные общественно-полезные работы, такие, например, как ремонт машин и оборудования, а также всестороннее изучение предприятий, приведение их в порядок, начало работы по новому внутреннему устройству предприятий и над альтернативными планами, несение патрульной службы в рядах гражданской стражи (там, где она создается), создание бригад. осуществляющих помощь в полевых работах крестьянам- единоличникам и т.д.

На типичном промышленном предприятии, коллектив которого начинает активную забастовку, взятие власти и установление, контроля над производством со стороны стачечного комитета не означает, что он может осуществлять оперативное управление предприятием. Для этого нужны профессионалы — специалисты по организации и управлению. В зависимости от конкретной ситуации предприятием управляет либо прежняя дирекция, либо созданный в период активной забастовки административный комитет, состоящий из тех членов административно-управленческого персонала, которые, с одной стороны, являются хорошими специалистами, с другой стороны — пользуются доверием коллектива и стачечного комитета.

Чтобы обеспечить надлежащее оперативное управление предприятием во время подготовки к активной забастовке, необходим подбор кандидатов на такие должности, как технический директора , главных технолог, главный механик и т. д., а также руководителей цехов и отделов. Речь идет о том, чтобы там, где лицо занимающее важный управленческий пост, заведомо качественно выполнял свои обязанности во время активной забастовки, иначе, вероятно, осуществление им саботажа производства или оказания пассивного сопротивления, можно было бы в каждом случае заменить его другим человеком.

Стачечный же комитет должен стать, от имени коллектива и в интересах общества, распорядителем общенародной собственности, доверенной предприятию и принимать решения по всем существенным вопросам, касающихся деятельности предприятия во время активной забастовки. Никакое важное решение, принято ли оно дирекцией или руководством отдельного предприятия, не является действительным без утверждения стачечным комитетом. Дирекция или поставленный на ее место административный комитет являются исполнителями решений, принятых стачечным комитетом и ответственны исключительно перед ними и коллективом.

Так же, как во время пассивной забастовки, стачечный комитет должен создать рабочую стражу, обеспечить взаимодействие с промышленной охраной или установить над ней контроль, обеспечить постоянную охрану склада оружия, если он находится на территории предприятия, чтобы не допустить. его .разграбления, обеспечить снабжение заводских столовых и т. д. Одновременно, в случае всеобщего характера забастовки, целесообразно организовать выдачу стачечным комитетом специальных мобилизационных стачечных карт заведующим складами, снабженцам, управляющим заводским транспортом и транспортными базами.

Активная забастовка обязательно должна сопровождаться принятием коллективами “декларации самостоятельности предприятия”, главными элементами которой являются заявления о выходе из подчинения промышленному объединению и прекращении выплат на содержание аппарата объединения. Речь идет о совершении на всех предприятиях, участвующих в активной забастовке- для которых объединения становятся излишне паразитической надстройками над производственными отношениями- того, что коллектив комбината ЗБМ “Бумар” провел своим решением, принятым еще 31 марта 1981 года. В то же время следует отказаться от вхождения в любые промышленные объединения, если только оно не будет обосновано с точки зрения экономических и общественных интересов.

Отказ подчиняться объединениям не грозит предприятию недостатком информации о возможности кооперационных связей, потому что последние прекрасно известны предприятию. Они, зная своих партнеров, должны установить с ними горизонтальные связи, чтобы обеспечить себе и в дальнейшем поставки от смежников до того времени, когда найдутся предприятия, готовые сотрудничать на добровольных началах. Следует произвести оценку установленных ранее кооперационных связей и изучить возможности приближения поставщиков к производителям конечной продукции и достижения таким образом существенной экономии на транспортных, топливных и т. п. расходах. По инициативе своих коллективов предприятия должны стремиться к заключению между собой договоров о сбыте и поставках, преодолевая ведомственные барьеры.

Вышеуказанные действия должны быть начаты еще на подготовительном этапе активной забастовки, равно как на том же этапе необходимо приступить к определению способов использования резервов, которые предприятия получат от сокращения затрат на управление, от экономии сырья и запасов, от лучшей организации производства. Необходимо также убедить научно-исследовательские и конструкторские организации, заводские лаборатории и ячейки технического прогресса провести за короткое время экспертизы, связанные с возможностями замещения импорта и других организационно-технических преобразований. Например, на всех транспортных предприятиях необходимо познакомиться с результатами в экономии топлива и уменьшении износа автомобилей после экспериментального упразднения по предложению катовицкой “Солидарности” — сдельщины у водителей транспортных служб “Будостали”. Будет правильно, если заводские комиссии, готовясь к активной забастовке, создали бы две специальные группы: одну для проведения постоянной оценки партнеров предприятия, другую для анализа рынка и конъюнктуры, причем необходимо знать, чем занимается ячейка Службы экономической и технической информации, которая обязана всегда знать о всех возможных рынках предприятия.

Подготовка коллектива на случай объявления НСПС “Солидарность” активной забастовки должна быть начата заблаговременно, и не только потому, что “сверху” невозможно точно предвидеть нужный момент, в который может возникнуть такая стачка, но и потому, что чем больше времени, тем лучше подготовка. Приготовления нужно вести одновременно в двух направлениях:

с одной стороны, быстро обеспечить минимум условий, необходимых для проведения активной забастовки, а с другой — начать долговременные приготовления, которые могут растянуться на несколько месяцев. Говоря о долговременных приготовлениях, прежде всего следует иметь в виду подготовку основательных обзоров состояния предприятий. Огромная ценность этой части подготовки к активной забастовке состоит не только в том, что обеспечиваются наилучшие условия для эффективной деятельности коллектива в период стачки, но и в том, что одновременно предприятие подготавливается к самоуправленческой экономической реформе, создаются предварительные наработки программы выхода предприятия из кризиса. То есть эта работа приносит плоды не только в момент возникновения активной забастовки, но и оказывается полезной независимо от того, дойдет ли дело до стачки.

Доклад о состоянии предприятия может готовиться самим коллективом, везде, где есть возможность, с привлечением смешанных групп — лучше двух, конкурирующих друг с другом — состоящих из рабочих и инженерно-технических работников. Коллективы могут также поручить выработку такого доклада дирекции и затем дать его на рецензию экспертам из “Солидарности” или из научных учреждений и обществ. Кроме того, региональные руководящие органы Профсоюза обязаны помочь коллективам, поручив экспертам выработку примерных вопросников к таким докладам.

Важно, чтобы доклад, в числе прочего, содержал данные о степени использования производственных мощностей, о факторах, ограничивающих объем производства, о потерях ресурсов, выявил узкие места, связанные с нехваткой сырья, запасных частей, полуфабрикатов и энергии: наметил бы возможности замены производственных факторов, сырья и материалов, возможности рационального сотрудничества с поставщиками и смежниками, выпуска заменяющей продукции или смены профиля продукции, применения капиталосберегающих методов длярасшивания” узких мест и т. д.

Региональный стачечный комитет НСПС “Солидарность” играет во время активной забастовки чрезвычайно важную роль, не ограничиваясь только руководством и координацией стачки. Кроме той роли, которая принадлежит ему в обычных забастовках, стачком может взять на себя и совершенно новую роль. Самостоятельно либо вместе с региональной комиссией сотрудничества рабочих советов или региональным комитетом производственного самоуправления трудящихся — в зависимости от наличия такого органа — он может осуществлять централизованный контроль над экономической деятельностью в некоторых особо важных отраслях, таких как снабжение населения продовольствием, лекарствами, производство основных видов сырья и энергии, транспорт, а также за выполнением наиболее важных договоров о поставках между смежниками и за границу. Вместе с неотложными мерами по подготовке активной забастовки необходимо осуществлять долговременные меры, которые в нужный момент позволили бы “Солидарности” вместе с движением за самоуправление коллективов не только осуществить контроль над экономической деятельностью в упомянутых отраслях, но и пойти значительно дальше — установить в них во время активной забастовки централизованную (хотя бы в пределах региона) систему управления. С учетом дальнейшей перспективы можно начать с балансировки потребностей и имеющихся средств в этих отраслях и постоянного осуществления необходимых расчетов, а также создания независимой системы движения экономической информации. Это трудная задача, но ее нужно решать не только затем, чтобы многократно усилить эффективность активной забастовки, но и затем, чтобы общество смогло установить контроль над развитием кризиса и выработать независимую программу выхода из него.

Другой не менее важной задачей регионального руководства активной забастовки должно быть выявление всяческих возможных резервов, которые позволили бы поддержать снабжение жителей вещами и продовольствием на уровне удовлетворения основных потребностей. Один из таких резервов — возможность призвать в сотрудничестве с независимым сельскохозяйственным профсоюзным движением крестьян к проявлению солидарности с рабочими. Есть и другие резервы, такие как организация и увеличение производства промышленных товаров, хотя бы инструментов и инвентаря, которых так не хватает крестьянам, или оказание им помощи в работах бригадами с предприятий, прекративших работу. Еще одним резервом может оказаться установление такого контроля, который сделал бы невозможной дискриминацию в поставках крестьянам кормов, топлива, удобрений и пр. со стороны центров механизации. Важный общественный резерв рабочего класса крупных предприятий составляют рабочие — владельцы садовых участков, рабочие-крестьяне и крестьяне-рабочие , которые ездят из деревни на работу в город, они могут стать и серьезными поставщиками продовольствия. Развитие такой деятельности позволит городу получить во время активной забастовки улучшенное снабжение продовольствием. Распределение продовольствия и потребительских товаров, произведенных на предприятиях, участвующих в активной забастовке, должно происходить под контролем стачечных комитетов с участием стачечных контролеров — полномочных представителей регионального стачечного комитета. Магазины и склады должны охраняться рабочей или гражданской стражей, а снабженческие базы, распределяющие дефицитное сырье и другие продукты, должны осуществлять поставки в соответствии с распоряжениями стачечного руководства. Следует продумать целесообразность создания сети непосредственного снабжения некоторыми продовольственными товарами бастующих предприятий, а также введения “народных корзин” для престарелых и других категорий населения, требующих особой опеки.

Любые распоряжения административных властей, касающиеся социально-экономических вопросов и проблем правопорядка, а также и другие, могущие влиять на общую ситуацию в районе, охваченном активной забастовкой, требуют утверждения региональным стачечным руководством.

Следует считаться с возможностью применения различными звеньями и уровнями хозяйственной администрации блокады поставок сырья, запчастей и т. п. на промышленные предприятия с целью прекращения ими активной забастовки. Но следует отдавать себе отчет в том, что на угрозу такого рода саботажа предприятия, охваченные активной забастовкой, могут ответить эффективным блокированием поставок для тех жизненно важных отраслей, которые остались за пределами стачечной борьбы. С этой точки зрения саботаж производства, контролируемого стачечными комитетами, был бы невыгоден централизованной бюрократии и использование его мало правдоподобно.

Активная забастовка должна иметь своим главным лозунгом: “Власть на предприятии — трудовому коллективу!” Ведь первой задачей такой забастовки является поиск коллективом условий для установления подлинного самоуправления, а также вывод предприятий из кризисной ситуации. Требования, выдвигаемые во время активной забастовки, должны, следовательно, в первую очередь, касаться полномочий органов самоуправления коллективов и экономической самостоятельности предприятий. Среди таких требований обязательно надо поместить право найма директоров советами трудящихся по итогам открытого конкурса и их увольнения на основе признания принципа, что дирекция — исполнительный орган коллективного самоуправления, ответственный перед органами последнего как высшей властью на предприятии.

 

Хостинг от uCoz